Основы психологии.
Сенсорно-функциональная теория
Из этого допущения следует, что у большинства пациентов, якобы страдающих от дефицита специфических категорий, на самом деле имеются травмы тех участков мозга, где преимущественно хранится зрительная или функциональная информация о понятиях. Иными словами, сама концепция теории дефицита специфических категорий может оказаться ошибочной! Ли, Грэм, Симонс, Ходже, Оуэн и Паттерсон подтвердили правильность сенсорно-функциональной теории, проведя исследование с использованием методов визуализации работы мозга (Lee, Graham, Simons, Hodges, Owen & Patterson, 2002).
Испытуемым предъявляли названия понятий, и они должны были извлечь из памяти перцептивную и неперцептивную информацию о живых или неживых объектах. Оказалось, что обработка перцептивной информации как о живых, так и о неживых объектах связана с активацией нижних задних зон левой височной доли, а обработка неперцептивной информации (т. е. информации о функциональных признаках) связана с активацией средних зон лобной доли. Сравнение понятий, связанных с живыми и неживыми объектами, показало, что понятия обоих типов приводят к активации одних и тех же участков мозга.
Следовательно, то, какая именно зона мозга активируется, зависит скорее от характера обрабатываемой информации (перцептивная или неперцептивная), чем от того, идет ли речь о живом или неживом объекте. Эти данные согласуются с сенсорно-функциональной теорией в частности и вообще с теориями, основанными на признаках. Аналогичные результаты недавно получили Маркес, Канесса, Сири, Катри- кала и Каппа, которые также использовали методы визуализации работы мозга (Marques, Canessa, Siri, Catricala & Сарра, 2008).
Испытуемым предъявляли утверждения о признаках живых и неживых объектов (форма, цвет, размер, передвижение) и в то время, когда они решали, правильные это утверждения или нет, оценивалась активность их мозга. Полученные ими результаты не вызывали никаких сомнений и во многом совпадали с результатами, полученными Ли и соавторами (Lee et al., 2002): «Полученные нами результаты <...> свидетельствуют о том, что главным организующим фактором, представляющим в мозге знания об объектах, является скорее признак объекта, а не его принадлежность к категории живых или неживых объектов» (Marques et al., 2008).
Один из недостатков сенсорно-функциональной теории связан с тем, что многие свойства живых существ (например, хищника, обитающего в пустыне) нельзя отнести ни к сенсорным, ни к функциональным. По мнению Кри и Макрэя (Cree & McRae, 2003), невозможно понять разные сложные паттерны нарушений семантической памяти, пользуясь только двумя широкими категориями свойств: функциональными и сенсорными. Они считают, что обе эти главные категории должны быть подразделены. Например, Фарах и Макклеланд определили функциональный признак объекта как «то, что он делает, или то, для чего он используется», тогда как Кри и Макрэй различают то, что объект делает, и функциональную информацию (для чего люди его используют).
Сенсорные свойства тоже можно разделить на зрительные (включая цвет), слуховые, вкусовые и тактильные. Например, существует сходство между фруктами, овощами и другими съедобными объектами, потому что сенсорные признаки, связанные со вкусом, важны для всех трех категорий.