Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Организация семантической памяти в мозге

Однако наши семантические воспоминания хранятся в мозге и мы можем углубить свое понимание семантической памяти, если сосредоточим свое внимание на нем. Наиболее очевидное допущение заключается в том, что все, что мы знаем о каком бы то ни было понятии, хранится в мозге в одном месте. Например, мне многое известно про мою кошку Лулу: у нее серая шерсть, маленькая голова, она очень дружелюбна, гоняется за птицами, у нее отличный аппетит, она любит играть, громко мурлычет и т. д. Представляется вполне естественным допустить, что вся эта информация хранится в мозге вместе, возможно, в некой «точке Лулу».

Следовательно, можно предположить, что семантические знания хранятся в мозге на уровне объекта как единого целого. Некоторые теоретики пошли еще дальше и утверждают, что большая часть информации о живых существах, которой мы обладаем, хранится в одной части мозга, тогда как информация о неживых вещах — в другой его части. Забегая несколько вперед, скажу, что увеличивается количество свидетельств в пользу того, что семантическая память, возможно, не хранится так, как считали до сих пор. Все более популярной становится точка зрения, что разная информация о данном объекте хранится в разных зонах мозга.

Так, зрительная информация о Лулу может храниться отдельно от слуховой информации о ней же (например, о ее громком мурлыканье) и от информации о том, что она делает (например, любит играть). Такой подход часто называют подходом, основанным на признаке. В более общем виде теории, основанные на признаке, часто исходят из того, что зрительные признаки большинства или всех объектов хранятся в некой конкретной зоне мозга, тогда как другие признаки объектов хранятся в другой зоне. Использование методов визуализации работы мозга дает возможность попытаться сделать выбор в пользу одного из этих подходов.

В принципе, если вся информация о Лулу, которая имеется у меня, хранится в одном месте, всякий раз, когда мне задают вопрос о каком-либо из ее признаков, в наибольшей степени должна активироваться одна и та же зона моего мозга. Если информация о разных признаках Лулу хранится в разных местах, тогда какая именно зона мозга окажется наиболее активированной будет зависеть от того, о каком из ее признаков меня спросят. Разумеется, сказанное справедливо и в отношении всех других объектов. Многие исследования, о которых мы будем говорить, — это исследования пациентов с мозговыми травмами. Почему для понимания организации семантической памяти у здоровых индивидов нужно изучать больных с травмами мозга?

Основное допущение, которое делается при этом, заключается в том, что паттерн нарушений, демонстрируемый такими больными, может стать источником полезной информации о том, как организованы в мозге наши знания о понятиях. Предположим, какой- то больной прекрасно идентифицирует на картинках неживые предметы (например, столы, торты), но очень плохо идентифицирует живые объекты (например, лошадей, пингвинов). На этом основании весьма соблазнительно сделать вывод о том, что информация о живых и неживых объектах хранится в разных зонах мозга.

Иными словами, такой паттерн нарушений проявляется потому, что у больного (или у больной) травмирована именно та доля мозга, в которой хранится информация о живых объектах. Увы! Скоро мы увидим, что реальность гораздо сложнее, чем можно было думать, руководствуясь этим простым примером!

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум