Основы психологии.
Выводы о структуре семантической памяти
Гораздо более реалистично считать, что жесткого разграничения категорий нет. Эту мысль сформулировал философ Людвиг Виттгенштейн (Wittgenstein, 1958), использовав категорию игры. Что общего между бейсболом, покером, теннисом и шахматами? Очень трудно (если не невозможно!) представить себе, что все эти игры объединяет какой-то один-единственный набор характеристик.
Виттгенштейн предположил, что члены категории игры (и многих других категорий) похожи на членов одной семьи, имеющих общие черты. Одни члены семьи могут иметь несколько общих характеристик, тогда как другие имеют одну или две общие черты, причем нередко эти одна или две черты бывают разными. Одни из самых убедительных доказательств того, что многие понятия, хранящиеся в семантической памяти, скорее нечеткие, чем ясные и упорядоченные, представили Макклоски и Глаксберг (McCloskey & Glucksberg, 1978).
Они предлагали тридцати испытуемым коварные вопросы типа «Инсульт — это болезнь?», «Тыква — это фрукт?». Авторы нашли, что на первый вопрос утвердительно ответили шестнадцать человек, а четырнадцать — ответили отрицательно. Аналогичная картина наблюдалась и со вторым вопросом. Самое поразительное заключалось, однако, в том, что, выполняя то же самое задание через месяц, одиннадцать испытуемых изменили свое мнение о том, что инсульт — это болезнь, а восемь — о том, что тыква — это фрукт! Модель распространяющейся активации Устранить проблемы, возникшие в связи с теорией Коллинза и Квиллиана, должна была теория распространяющейся активации (Collins & Loftus, 1975).
Авторы исходили из того, что представление о логически организованных иерархиях было слишком жестким. Поэтому предпочтительнее считать, что семантическая память организована на базе семантической близости или семантической несхожести понятий. Семантическую близость можно оценить, спрашивая испытуемых, насколько близко, по их мнению, связаны между собой пары слов. Альтернативный способ заключается в том, чтобы попросить испытуемых перечислить как можно больше слов какой-либо одной категории. Те слова, которые упоминались наиболее часто, признавались наиболее тесно связанными с данной категорией.
На рис. 6.2 представлена часть организации семантической памяти (Collins & Loftus, 1975). Согласно теории распространяющейся активации, когда человек воспринимает какое-то понятие или думает о нем, в семантической памяти активируется соответствующая точка. Затем эта активация с наибольшим эффектом распространяется на другие понятия, тесно связанные с ним, и менее заметно — на понятия, семантически удаленные от него. Например, в предложении «Малиновка — птица» активация быстро и весьма заметно распространится с «малиновки» на «птицу», потому что эти понятия семантически тесно связаны друг с другом. Однако в предложении «Пингвин — птица» этот процесс пойдет медленнее и проявится гораздо слабее. В результате сама эта модель прогнозирует эффект типичности.