Основы психологии.
Хранение в памяти простых понятий
Тот факт, что у разных пациентов встречаются разные нарушения памяти, позволяет предположить, что эпизодическая и семантическая память представляют собой разные виды памяти. Рассмотрим последнее свидетельство в пользу того, что между семантической и эпизодической памятью существуют принципиальные различия. Оно основано на использовании методов визуализации работы мозга в то время, когда здоровые люди выполняют разные задания на запоминание.
Базовое логическое обоснование заключается в следующем: если эпизодическая и семантическая память действительно отличаются друг от друга, можно ожидать, что во время запоминания и извлечения из памяти будут активироваться разные зоны мозга в зависимости от того, требует ли выполнение данного задания эпизодической или семантической памяти. Уилер и соавторы рассмотрели 20 исследований, посвященных научению или кодированию, и пришли к выводу о том, что в 18 случаях при выполнении эпизодического кодирования предлобная кора левого полушария была более активной, чем при выполнении семантического кодирования (Wheeler et al., 1997).
Отличалось также и время извлечения из памяти. Рассмотрев результаты 26 исследований, выполненных с использованием методов визуализации работы мозга, авторы нашли, что в 25 случаях предлобная кора правого полушария была более активна при извлечении информации из эпизодической памяти, чем при извлечении информации из семантической памяти. Хранение в памяти простых понятий Какая информация хранится в семантической памяти? Большая ее часть состоит из всевозможных понятий, и сейчас мы поговорим о том, как эти понятия сохраняются в памяти.
Прежде чем вы продолжите чтение, протестируйте себя с помощью материала, представленного в блоке 6.1. Элизабет Лофтус и ее коллеги провели различные эксперименты, в которых испытуемые должны были вспомнить конкретные слова, имея в качестве «подсказок» категорию и первую букву (Loftus & Suppers, 1972). Она обнаружила, что, когда испытуемым сначала называли категорию, а потом — первую букву (например, фрукт — р), ответы поступали быстрее, чем когда сначала называли первую букву, а потом — категорию (например, р — фрукт).
Это позволяет предположить, что легче активировать одну категорию «фрукты» и подготовить ее к поиску слова на нужную букву, чем все слова, начинающиеся, допустим, с буквы р. Возможно, это связано с тем, что категория фрукты достаточно согласованная и управляемая, тогда как вообще слова, начинающиеся с буквы р, представляют слишком широкую и расплывчатую категорию, чтобы ею можно было воспользоваться.