Основы психологии.
Семантическая память и накопленные знания
Я убежден в том, что вы быстро и с легкостью ответите на все эти вопросы. Можно было бы без труда заполнить всю эту книгу подобными вопросами: у каждого из нас есть огромный запас общих знаний, и мы считаем это само собой разумеющимся. Раздел памяти, в которой хранится вся эта информация, обычно называют семантической памятью. Все мы имеем обширную семантическую память.
Если вы остановите первую встречную женщину и протестируете ее словарный запас, вы, возможно, обнаружите, что в него входят от 20 до 100 тысяч слов. Не исключено, что она также знает и какой-то иностранный язык. Наверняка ей многое известно о том месте, где она живет (я имею в виду географические понятия), и о мире вообще. Она прекрасно чувствует себя в своей среде, потому что умеет водить машину, пользоваться сотовым телефоном, кредитными картами и т. д. У нее также большой запас специальных знаний, приобретенных благодаря ее профессии, хобби и развлечениям.
Кроме того, у нее, как и у большинства из нас, есть обычный интересный, но не жизненно важный интеллектуальный багаж, большая часть которого связана со средствами массовой информации: факты и зрительные образы, имеющие отношение к политике и спорту, кинематографу и музыке, к телепрограммам и рекламам. Понятно, что в знаниях, которые каждый из нас хранит в семантической памяти, есть очень много общего (например, базовый словарь, общие знания о мире), однако не менее очевидно и то, что содержание семантической памяти характе-ризуется весьма существенными различиями.
Как и следовало ожидать, в нашей семантической памяти содержится гораздо больше, чем у остальных людей, информации, относящейся к сфере наших конкретных интересов, а потому весьма важной для нас (например, знаний, имеющих непосредственное отношение к нашей специальности). Так, в ДВП опытных шахматистов хранится огромный объем информации, связанной с шахматами (см. гл. 3).
Симон и Джилмартин подсчитали, что в ДВП продвинутых шахматистов хранится от 10 до 100 тысяч шахматных партий, что помогает им связывать расположение фигур в данной партии с тем, что им известно об уже сыгранных партиях и позициях (Simon & Gilmartin, 1973).