Основы психологии.
Границы уровней
Так, Хайд и Дженкинс (Hyde & Jenkins, 1973), выполнив серьезные исследования, для которых ими было разработаны 22 разных задания на кодирование информации, подтвердили принципиальное значение уровня обработки информации для ее запоминания.
Влияние уровня обработки информации проявляется как в случае воспроизведения, так и в случае распознавания, при этом не имеет значения, ожидают ли испытуемые в дальнейшем тестирования памяти или нет. В 1970-х годах было выполнено немало аналогичных исследований, результаты которых подтвердили справедливость гипотезы Крэйка и Локхарта. Действительно, в качестве базовой генерализации или практического правила принцип, заключающийся в том, что более глубокая и тщательная обработка информации приводит к лучшему запоминанию, представляет собой, вероятно, наиболее полезное обобщение, касающееся человеческой памяти.
Эффект бесспорен, надежен и, как мы увидим, очень полезен для любого, кто хочет максимально развить свою способность к научению. Однако и этот принцип не избежал критики как на теоретическом, так и на практическом уровне. Границы уровней Одна проблема, существование которой было признано Крэйком и Тульвингом (Craik & Tulving, 1975), заключается в измерении глубины обработки информации.
Как нам уже известно, использовать для измерения глубины обработки информации затраченное на нее время нельзя, ибо такое медленное, но поверхностное задание, как подсчет гласных букв в слове, приводит к более продолжительной обработке информации, но не к лучшему запоминанию. Объектом критики стала сама концепция глубины обработки информации, поскольку появилось немало свидетельств в пользу того, что информация о многих признаках стимула обрабатывается скорее одновременно, а не последовательно, т. е сначала зрительно, затем фонологически и, наконец, семантически.
Действительно, маловероятно, что когда испытуемый решает, рифмуется ли слово dog (собака) со словом log (бревно), он (или она) совершенно не задумываются о смысле этих слов, хотя, конечно, обращают на него гораздо меньше внимания, чем когда выполняют семантическое задание. В результате за тридцать лет, прошедших после публикации важной работы Крэйка и Локхарта, идея об уровнях обработки информации стала рассматриваться как чрезвычайно ценное практическое правило, но не получила дальнейшего теоретического развития.