Основы психологии.
Объяснение имплицитной памяти
Это одновременно и возможно, и вызывает тревогу. Средства, используемые для общего наркоза, как правило, включают три компонента: обезболивающий препарат, анестетик, вызывающий потерю сознания, и миорелакстант — вещество, способствующее расслаблению мышц, которое, хоть оно и помогает хирургу, означает, что даже если вы и чувствуете хирургическое вмешательство, вы не сможете осознать этот факт.
Вокруг подобных сообщений возникло целое исследовательское направление, результаты которого говорят о том, что подобные прискорбные эпизоды эксплицитных воспоминаний об операциях, возможно, отражают периоды относительно неглубокого наркоза. В настоящее время разработаны электрофизиологические методы измерения глубины анестезии, валидность которых определена с использованием когнитивных измерений при участии здоровых волонтеров (Andrade, Munglani, Jones & Baddeley, 1994). При наличии адекватного уровня анестезии практически отсутствуют свидетельства эксплицитных воспоминаний, однако такие имплицитные методы, как прайминг, свидетельствуют о возможности некоторого научения под наркозом (Andrade, 2005; Deeprose & Andrade, 2006).
Значит ли это, что возможно научение без сознания? Поскольку известно, что сознание это не «все или ничего», возможно, подобный вывод и неразумен, однако можно предположить, что для имплицитного научения сознательный отчет в собственных действиях может быть менее важен, чем для эксплицитного научения. Объяснение имплицитной памяти Мы обсуждали имплицитную и эксплицитную память так, словно они представляют собой два отдельных, но имеющих много общего типа научения. Такая точка зрения привела к много-численным попыткам найти логически последовательное объяснение этой дихотомии (Roediger & McDermott, 1993; Neath & Surprenant, 2003).
Подобные попытки, однако, основывались на предположении, что разные типы научения, описанные как имплицитные, образуют единую категорию. Альтернативная и, на мой взгляд, более убедительная точка зрения заключается в том, что разные проявления имплицитного научения имеют одно общее, а именно — отсутствие вовлеченности эпизодического научения, специфической системы, которая предназначена для «склеивания вместе» событий, переживаемых нами в одно и то же время. Короче говоря, имплицитная память — это категория, получившая определение благодаря отсутствию научения. Тот факт, что в некоторых примерах отсутствует определенный признак, не может рассматриваться как очень надежное основание для поиска общего объяснения для них.
Общим для насекомых, птиц, рептилий и ракообразных является то, что все они не млекопитающие, но это вовсе не означает, что они похожи друг на друга какими-то фундаментальными признаками. Перцептивный прайминг, формирование условных рефлексов, приобретение моторных навыков и усвоение грамматики характеризуются тем, что они не требуют эпизодической памяти. Однако тот факт, что в них участвуют отличные друг от друга перцептивные процессы и системы научения и они зависят от разных зон мозга, позволяет предположить, что маловероятно, чтобы они образовали однородную группу, отражающую единый общий механизм научения.