Основы психологии.
Эксперимент Мастерса
Но это вовсе не значит, что иногда реализация навыков на практике не может быть улучшена с помощью сознательной стратегии, например с помощью совета о том, на какой высоте можно попытаться перехватить падающий мяч. Однако ценность подобных стратегий может быть невелика, а в некоторых случаях они и вовсе непродуктивны. Это было продемонстрировано в увлекательном эксперименте Мастерса (Masters, 1992), заинтересовавшегося реакцией на стресс, известный под названием «закупорка», который проявляется в том, что опытный спортсмен, например игрок в гольф, как бы утрачивает под давлением обстоятельств свои навыки: перед последним туром он лидировал, а на финише, допустив несколько примитивных ошибок в паттинге, проиграл соревнование.
Мастерс изучал этот феномен с помощью разработанного им простого задания, заключавшегося в том, что испытуемые должны были загнать в лунку мяч для гольфа. Было проведено в общей сложности 400 тренировок, во время которых половина испытуемых одновременно выполняла сложное задание, требовавшее внимания, а половина — нет. Решающий тест состоялся после ста последних тренировок и проводился при нормальных или стрессовых условиях. Стресс был вызван тем, что испытуемым говорили, что их будет судить опытный гольфист-профессионал. Ему предстоит решить, получат ли участники весьма существенный приз или потеряют практически все деньги, ранее заработанные ими.
Перед тем как так называемый профессионал (на самом деле это был помощник экспериментатора) исчезал за экраном, он появлялся перед испытуемыми в спортивной форме и периодически покашливал. На самом деле он выходил из комнаты, после чего включалась пленка, на которой был записан его кашель: так испытуемым давали понять, что за ними следят. Результаты этого исследования графически представлены на рис. 4.8. Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что хотя одновременное выполнение сложного задания снизило результативность научения, но именно эти условия оказались более устойчивыми к стрессу.
Когда испытуемых расспросили после окончания эксперимента, оказалось, что лишь один процент участников группы, выполнявшей во время научения и другое задание, выработал эксплицитные сознательные стратегии (против трех процентов в контрольной группе). Одна из важных форм научения, которое, судя по всему, усваивается имплицитно, — грамматика родного языка, которая, как утверждают лингвисты, подчиняется определенным законам, но сложна и воспринимается носителями языка без формальных грамматических инструкций. Особенность грамматики заклю-чается в том, что она генеративна, т. е. объекты языка могут комбинироваться и рекомбинироваться практически неограниченным количеством способов и при этом не возникают неграмматические сочетания.
Изучение этого феномена привело к созданию ряда так называемых искусственных грамматик, включающих сочетания букв, делающих возможным появление одних комбинаций, в то время как другие комбинации неправомерны. Одна из таких грамматик представлена на рис. 4.9, на котором каждая точка представляет букву, а каждая стрелка указывает на допустимую последующую букву, включая возможность повторения некоторых букв, но не всех.