Основы психологии.
Интервальные повторения
Затем, по мере того как объект лучше усваивается, интервал между предъявлением и тестированием постепенно увеличивается. Цель такого подхода — тестировать каждый объект через наиболее продолжительный промежуток времени, через который его можно надежно вспомнить. Это значит, что последовательность овладения перечнем французских слов, представленным выше, может быть такой, как показано в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Интервальные повторения. Пример, основанный на запоминании французских слов
Учитель Ученик
Конюшня = Г ёсипе
Конюшня? Г ёсипе
Лошадь = le cheval
Лошадь? le cheval
Конюшня? Г ecurie
Лошадь? le cheval
Трава = grass
Трава? l’herbe
Конюшня? Г ёсипе
Лошадь? le cheval
Трава? l’herbe
Церковь = Г ёglise
Церковь? Г ёglise
Трава? l’herbe
Церковь? Г ёglise
Конюшня? Г ёсипе
Трава? l’herbe
Лошадь? le cheval
Если ученик забывает какое-то слово в словарном перечне, его следует предъявить после небольшой паузы; если ученик отвечает правильно, продолжительность паузы увеличивается. Создавая свой новый мнемонический метод, известный как интервальные повторения, Ландауэр и Бьерк (Landauer & Bjork, 1978) объединили два базовых принципа, сформулированных на основании результатов лабораторного изучения словесной памяти.
Первый принцип — эффект распределенного научения, второй — эффект генерации: лучше всего запоминаются те объекты, которые вы сами придумываете. В последние годы эти основополагающие принципы стали предметом более детальных исследований, отчасти вследствие весьма похвального стремления применить лабораторные результаты изучения памяти в обучении в классе.
Эффект распределенного научения был изучен на самом разнообразном материале, включая овладение иностранным языком, решение математических примеров и задач, запоминание малоизвестных фактов и смысла редко встречающихся слов и научение по картам (Pashler, Rohrer, Cepeda & Carpenter, 2007). Авторы нашли, что распределенное научение благоприятно сказывается на усвоении любого материала.