Основы психологии.
Метод Тома Ландауэра и Роберта Бьерна
Действительно, когда по окончании занятии почтальонов расспрашивали, оказалось, что менее всего были довольны своим расписанием те, кто занимался по часу в день, ибо, когда стали оценивать в днях время, необходимое для приобретения навыков печатания на машинке, выяснилось, что они прогрессируют медленнее, чем их коллеги, занимавшиеся по четыре часа в день. Разумеется, когда речь заходит о практических выводах, это следует иметь в виду.
Возможно, четырехчасовое занятие менее эффективно, чем часовое, с точки зрения «часовой эффективности», но группа, занимавшаяся по четыре часа в день, достигла стандартного уровня за четыре недели, тогда как группа, занимавшаяся по часу в день, — за одиннадцать недель. Распределенное научение более эффективно, но оно не всегда практически целесообразно или удобно. В последние годы большой интерес проявляется к методу, предложенному Томом Ландауэром и Робертом Бьерном, включающему то, что может быть названо микрораспределением научения (Landauer & Bjork, 1978). Предположим, вы учите французский язык и вам нужно запомнить следующий перечень слов:
• конюшня — Гёсипе
• лошадь — le cheval
• трава — Pherbe
• церковь — lе glise
• замок — le chateau
• кошка — le chat
• стол — la table
• птица — Poiseau.
Если вам предъявляют дважды какой-то один объект, при каких условиях оно запомнится лучше — если предъявления и тестирование следуют одно за другим или если между двумя предъявлениями и тестированием проходит какой-то промежуток времени? К счастью, ответ понятен: предъявления, между которыми проходит какое-то время, способствуют лучшему запоминанию, и чем больше времени проходит между двумя предъявлениями, тем лучше.
Однако к сожалению, жизнь не столь проста, и материал, который испытуемые придумывают сами, запоминается ими лучше, чем тот, который им предъявля-ют; этот феномен называется эффектом генерации. Последствия этого эффекта диаметрально противоположны последствиям эффекта распределенного научения. Чем быстрее объект тестируется, тем больше вероятность, что вы сможете его вспомнить, а следовательно, больше и вероятность того, что он лучше запомнится.