Основы психологии.
Часы практических занятий
Что это значит? Это значит, что научение более результативно, если подлежащий усвоению материал равномерно разделен на порции, которые усваиваются в течение определенного промежутка времени, а не представлен в виде единого массива информации. В том, что касается научения, пословица «По капельке — море, по зернышку — ворох» — лучшая заповедь.
Хорошим примером этого является ситуация, возникшая несколько лет тому назад, когда Почта Британии обратилась ко мне и к моим коллегам с просьбой предложить им программу обучения огромной армии почтальонов навыкам печатания на машинке. Как раз в это время вводились почтовые индексы, и сортировщики корреспонденции должны были печатать на ней почтовые индексы, используя для этого клавиатуру, похожую на клавиатуру печатной машинки.
У Почты Британии была возможность выбрать один из двух вариантов. Один из них заключался в освобождении почтовых работников от исполнения их традиционных обязанностей и в прохождении ими интенсивного курса печатания на машинке, другой — в сочетании ежедневного непродолжительного обучения с исполнением служебных обязанностей. Было четыре возможных варианта организации обучения: интенсивный курс — два часа занятий в день, курс средней интенсивности — два часа занятий или два занятия по одному часу в день и более постепенный курс — одно часовое занятие в день.
Распределив почтальонов наугад на четыре группы, мы приступили к тренировкам. На рис. 4.2 графически представлена скорость приобретения навыков печатания на машинке участниками всех четырех групп. И время, которое потребовалось для изучения клавиатуры, и время, которое потребовалось в дальнейшем для приобретения навыков печатания, сильно зависели от выбранного режима обучения.
Часы практических занятий Почтальоны, которые тренировались лишь один час в день, быстрее изучили клавиатуру и быстрее усовершенствовали свои навыки печатания, чем те, которые тренировались два часа в день. Последние, в свою очередь, обучились быстрее, чем их коллеги, занимавшиеся по четыре часа в день. Действительно, группа, занимавшаяся по одному часу в день, за 55 часов усвоила столько же, сколько группа, занимавшаяся по четыре часа в день, усвоила за 80 часов. И по окончании занятий они продолжали улучшать результаты: когда их протестировали спустя несколько месяцев, в течение которых у них не было никаких тренировок, оказалось, что они лучше сохранили свои навыки, чем участники группы, занимавшейся ежедневно по четыре часа (Braddeley & Longman, 1978).