Основы психологии.
Распределенное научение
Разумеется, было бы неразумно делать такой далеко идущий вывод на основании одного-единственного исследования. Кто-то может вполне разумно возразить, что этот результат основан на самооценке, которая, скорее всего, является ненадежным «средством измерения». Однако аналогичный результат был получен Джонстоном и соавторами, обнаружившими заметное улучшение навыков письма, отмеченное другими, после нескольких занятий (Johnstone, Ashbaugh & Warfield, 2002).
Справедливость такого утверждения подтверждается и профессиональными писателями, такими, например, как Норман Мейлер, который признался в том, что ему пришлось написать более полумиллиона слов, прежде чем появился его знаменитый роман «Нагие и мертвые». Эриксон и соавторы подчеркивают важность практики для многих навыков, включая игру в шахматы, печатание на машинке и игру на музыкальных инструментах (Ericsson, Krampe, & Tesch-Romer, 1993). Что касается навыков игры на музыкальных инструментах, то авторы полагают, что самые выдающиеся скрипачи практикуются в среднем в течение 10 ООО часов, менее знаменитые — 7500, не слишком продвинутые — 5000 и любители — 1500 часов.
Таким образом, обобщение, выраженное словами «вы получаете то, за что платите», можно признать разумным эмпирическим правилом для научения, но внутри этого широкого спектра есть хорошие покупки и плохие покупки, выгодные покупки и такие товары, которые не стоят того, чтобы за них запрашивали какую- либо цену. Несмотря на общую связь между практикой и объемом усвоенной информации, есть способы, благодаря которым можно потратить время с лучшим результатом. Эта глава посвящена способам опровержения гипотезы суммарного времени.
Распределенное научение Если вы внимательно рассмотрите график Эббингауза, помня о том, сколько времени было потрачено на овладение материалом в первый день, вы увидите, что общее время для научения на самом деле не постоянно, ибо время, потраченное в первый день, дает непропорциональное сбережение при повторном научении на следующий день. Так, 64 повторения в первый день требуют около 7,5 минуты; столько же времени требуется для запоминания всего перечня во второй день; таким образом, затраченное время составляет 15 минут.
Однако если в первый день ограничиться восемью повторениями (на что требуется около одной минуты), чтобы запомнить перечень во второй день, потребуется 20 минут. Следовательно, разделение практики, связанной с усвоением материала, на равные части между двумя днями, более эффективно, чем перенос основных усилий на второй день.