Основы психологии.
Научение
Если вы — студент, тогда не исключено, что вы отдали научению бблыиую часть своей жизни. Такое продолжительное научение не является обычным эволюционным решением проблемы выживания в сложном мире. Многие весьма успешные биологические виды, такие, например, как муравьи, крокодилы, вирусы и бабочки, появляются на свет вооруженными всем, что необходимо им для выживания. Однако люди — это биологический вид, способный выжить только за счет научения.
Без него у нас не было бы ни языка, ни сложных орудий труда, ни транспортных систем и мы жили бы в обществе, мало похожем на то, в котором живем сейчас. Так что же мы знаем о научении? Как станет ясно из следующих нескольких глав, мы знаем достаточно много. Мы знаем, что существуют разные виды научения, приводящие к разным типам памяти. Мы знаем, что забывание зависит от способности извлекать из памяти то, что мы усвоили. Мы также знаем, что это, в свою очередь, зависит от того, как мы это усвоили. Короче говоря, разные стадии научения и памяти связаны между собой и — идеальный вариант — их следовало бы обсуждать вместе.
Однако это привело бы к появлению одной огромной и сложной главы. Поэтому мы предпочли серию взаимосвязанных глав, в которых последовательно рассказано о научении, эпизодической памяти, извлечении и забывании, а чтобы напомнить вам о важных связях, прибегаем к перекрестным ссылкам. Философы обсуждали проблему научения и запоминания в течение более 2000 лет, но так и не пришли к единому мнению, так что когда в 1880 году молодой немецкий философ Герман Эббингауз предложил экспериментальное изучение памяти, это был чрезвычайно мужественный поступок. Прежде чем приступить к изучению других проблем, в том числе интеллекта и цветного зрения, Эббингауз посвятил два или три года этому амбициозному проекту.
Однако за этот непродолжительный период времени он заложил основы новой науки о научении и памяти, науки, которая особенно важна для таких быстро изменяющихся обществ, как наше собственное, в которых люди должны знать гораздо больше, чем знали предшествующие поколения. Эббингауз решил, что единственный способ разобраться в таком сложном явлении, как человеческая память, заключается в том, чтобы упростить проблему. Он тестировал лишь одного человека — самого себя, а поскольку он хотел изучить овладение новой информацией и свести к минимуму влияние на этот процесс уже приобретенных знаний, он разработал совершенно новый материал, который ему предстояло усвоить.
Этот материал состоял из бессмысленных слогов, таких похожих на слова сочетаний согласная — гласная — согласная, как WUX, CAZ, BIJ и ZOL, которые можно было произнести, но которые не имели смысла. Чтобы запомнить перечни таких «слов», Эббингауз быстро повторял их вслух и аккуратно фиксировал количество повторений, необходимых для запоминания каждого перечня или для повторного запоминания после перерыва, в результате которого он забывал его.