Основы психологии.
Правое полушарие
Возможно, вы помните, что на формирование представлений о центральном процессоре большое влияние оказало изучение больных с травмами лобных долей мозга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что результаты использования методов нейровизуализации позволяют предположить существование тесной связи функций центрального процессора с лобными долями.
Один из методов изучения этого вопроса основан на использовании задания, требующего непрерывного выполнения, в котором испытуемым предъявляют ряд стимулов и они должны нажимать на кнопку каждый раз, когда стимул повторяется. Самое простое задание — обнаружить моментальное повторение (например, 1, 7, 9, 6, 6), поскольку оно требует минимальной памяти. Задание можно несколько усложнить, если между двумя предъявлениями одного и того же стимула предъявить какой-то другой стимул (например, 7, 9, 6, 2, 6) и попросить испытуемого отреагировать на второе предъявление. Задание можно делать все более и более сложным, увеличивая разрыв между двумя предъявлениями одного и того же стимула.
Этот тест имеет еще одно преимущество: в разных вариантах он может быть использован как для изучения вербальной, так и для изучения невербальной визуально-пространственной памяти. В обоих случаях имеет место фронтальная активация, которая постоянно возрастает по мере увеличения нагрузки на центральный процессор в связи с увеличением количества стимулов, за которыми нужно следить (Braver, Cohen, Nystrom, Jonides, Smith & Noll, 1997; Owen, McMillan, Laird & Bullmore, 2005).
Однако, несмотря на отсутствие сомнения в том, что лобные доли играют важнейшую роль в функционировании центрального процессора, мнения по поводу того, в какой мере его специфические функции связаны с конкретными участками лобных долей, расходятся. Некоторые исследователи не исключают возможности, что существует весьма детальное отображение отдельных процессов (например, Shallice, 2002), в то время как другие, отмечая расхождения между результатами разных исследований, считают, что речь может идти только о самых общих представлениях (Duncan & Owen, 2000). Нам представляется, что устранение этих противоречий будет зависеть от создания более надежных методов исследования как на поведенческом уровне, так и на уровне нейровизуализации.
Выводы Модальная модель Аткинсона и Шифрина, хотя она и была предложена как модель рабочей памяти, основывалась преимущественно на вербальной КВП. Эта модель столкнулась с проблемами, связанными как с допущением о переносе информации в ДВП с помощью простого повторения, так и с тем, что она не смогла объяснить, почему у больных с серьезно нарушенной КВП с рабочей памятью все обстоит нормально.