Основы психологии.
Нейропсихология рабочей памяти
Однако огромное количество исследований посвящено изучению анатомической и нейрофизиологической основ рабочей памяти. Изначально этот подход базировался преимущественно на таких исследованиях, однако сравнительно недавно заметное место заняли два других метода: визуализация деятельности отдельных клеток мозга обезьян и изучение деятельности мозга здоровых людей методами нейровизуализации.
Подход к рабочей памяти, основанный на визуализации деятельности отдельных клеток мозга Визуализация деятельности одной клетки мозга предполагает установку электродов в отдельные клетки мозга бодрствующей обезьяны и фиксирование активности клеток в ответ на предъявляемые ей стимулы. Этот метод был разработан Дэвидом Хью- белом и Торстеном Визелом (Hubei & Weisel, 1979), получившими Нобелевскую премию за изучение обработки зрительной информации с использованием визуализации деятельности отдельных клеток мозга.
Этот метод был использован и при исследовании памяти Фустером (Fuster, 1954) и Патрисией Голдман-Ракич (Goldman-Rakic, 1988) в классических экспериментах, в которых обезьян научили фиксировать зрение на центральной точке экрана, в то время как в одном или в нескольких местах появлялись периферические светящиеся стимулы. Если обезьяны фиксировали взгляд до тех пор, пока не раздавался сигнал, а потом на-правляли его на нужное место, они получали вознаграждение. Фунахаши, Брюс и Голдман-Ракич выявили в лобной доле мозга обезьяны клетки, активные в период удерживания взгляда на экране (Funahashi, Bruce & Goldman-Rakic, 1989).
Если активность продолжалась до сигнала, требующего ответа, обычно реакция была правильной, а за прерванной активностью следовало забывание. Это позволило некоторым интерпретаторам идентифицировать определенную зону в лобной доли как источник рабочей памяти. Однако в дальнейшем и в других зонах мозга были выявлены клетки, которые вели себя точно так же (Goldman- Rakic, 1996), и было высказано предположение, что лобные доли — лишь часть более сложной общей системы, как и было предсказано многокомпонентной мо-делью рабочей памяти.
Для использования при работе с людьми была разработана поведенческая версия этого задания, и было установлено, что у больных шизофренией есть проблемы с рабочей памятью (Park & Holzman, 1992). Это вызвало некоторое волнение из-за потенциальной связи между серьезной болезнью и весьма специфическим методом, связанным с нейрофизиологией.
Однако, хотя это действительно свидетельствует о дефиците рабочей памяти у больных шизофренией, его влияние не столь драматично, и другие проблемы, в частности проблемы с эпизодической ДВП, возможно, более значимы с практической точки зрения (McKenna, Ornstein & Baddeley, 2002). Однако представляется весьма вероятным, что методы изучения памяти, основанные на визуализации деятельности отдельных клеток мозга, будут и дальше обеспечивать важную связь между психологическим и нейробио- логическим подходами к памяти.