Основы психологии.
Теория Коуэна
Эта система активно участвует в выполнении комплексных заданий, при этом два (или более) других компонента вносят меньший вклад, заключающийся в простом хранении словесной и зрительно-пространственной информации соответственно (Engle et al, 1999; Miyake, Friedman, Rettinger, Shah & Hegarry, 2001; Gathercole, Pickering, Ambridge & Wearing, 2004a).
Это очень напоминает модель Баддли и Хитча. Большинство теорий рабочей памяти уделяют большое внимание процессору, нередко приписывая функции КВП сравнительно неспецифической «акти-вации ДВП», хотя использование активного вербального повторения обычно воспринимается как источник временного хранения. Хотя большинство теорий, созданных на базе изучения индивидуальных различий, доказали свою совместимость с многокомпонентной моделью, сходство между ними не всегда очевидно.
Подход Нельсона Коуэна к рабочей памяти, оказавший большое влияние, — хороший пример конфликта, который скорее кажется, чем реально существует (Baddeley, 2001, 2007; Cowan, 2001, 2005). Теория Коуэна Коуэн описывал рабочую память как «когнитивные процессы, которые удерживают информацию в необычно доступном состоянии» (Cowan, 1999). По Коуэну, рабочая память зависит от активации, имеющей место в ДВП и контролируемой процессами внимания.
Активация — временное явление, она угасает, если не поддерживается либо активным вербальным повторением, либо непрерывным вниманием. Активированная память многомерна, и в этом плане она похожа на мой эпизодический буфер; основное различие между ними, по моему мнению, заключается в том, что объекты скачиваются в эпизодический буфер из ДВП, а Коуэн полагает, что «они удерживаются в ДВП». В данный момент неясно, как разграничить эти две точки зрения. Главное последствие — разные акценты: Коуэна более всего интересует объем рабочей памяти, который, по его мнению, ограничен четырьмя блоками информации (Cowan, 2005), а не семью, как считал Миллер (Miller, 1956).
Это скорее отражает интерес Коуэна к вниманию и к развитию памяти в детстве, нежели к более периферическим аспектам рабочей памяти и нейропсихо- логическим данным, обращение к которым оказалось плодотворным в моем собственном подходе. Важность вербальной подсистемы не отрицается Коуэном, выполнившим большую работу о фонологической КВП (Cowan, 1992; Cowan et al., 1992), хотя в своей теории он не проявляет большой заботы о ее детальном моделировании.