Основы психологии.
Теории рабочей памяти
Дети, которые были идентифицированы как нуждающиеся в специальном обучении, плохо справились с батареей тестов на рабочую память (Gathercole, Pickering, Knight & Stegmann, 2004b). He менее информативны и результаты специфических подтестов: трудности с чтением и арифметикой у семи- и восьмилетних детей коррелируют с неудовлетворительными результатами выполнения заданий как на фонологическую КВП, так и на комплексный объем памяти (Gathercole & Pickering, 2000b), а результаты выполнения заданий на комплексный объем памяти прогнозируют оценки по математике и естественным наукам у четырнадцатилетних школьников (Gathercole, Lamont & Alloway, 2006).
Как учатся дети с плохой рабочей памятью? Сьюзн Гатеркоул и ее группа решили посидеть на уроках и понаблюдать за тем, чем эти дети отличаются от своих одноклассников. Учителя обычно характеризуют своих учеников с плохой рабочей памятью как «витающих в облаках» или невнимательных, не нарушающих порядок в классе, но не способных следовать инструкциям и делать вовремя то, что нужно. Однако исследователи обратили внимание на то, что иногда инструкции были весьма сложными. Например: «Положите карточки для чтения обратно в конверт, карандаши — в пенал и сядьте на ковер в углу». Ребенок начинает выполнять задание, а потом внезапно теряет нить.
Дети сами говорили о том, что забыли. Однако, как правило, учителя не осознавали, что у этих детей проблемы с памятью. Только позднее стало ясно, что у большинства этих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности, который, как следует из названия, имеет два потенциально независимых ком-понента, один из которых — дефицит внимания — можно связать с функцией рабочей памяти. Эта проблема изучается группой Сьюзн Гатеркоул, разработавшей программу, которая должна помочь учителям выявлять детей с проблемами, связанными с ограниченными возможностями рабочей памяти, и соответствующим образом модифицировать методики преподавания (Gathercole & Alloway, 2008).
Теории рабочей памяти Результаты измерения комплексного объема памяти являются прекрасными прогностичечскими факторами, и чрезвычайно интересно понять, в чем причина этого феномена. Попытки создать теорию рабочей памяти, основанную на индивидуальных различиях, обычно включают разделение функционирования рабо-чей памяти на ряд более элементарных компонентов, разработку заданий, предназначенных для «простукивания» этих компонентов, и последующее изучение, в какой мере результат выполнения каждого из этих заданий способен прогнозировать либо результаты тестирования логического мышления или интеллекта, либо академическую успеваемость.
Частью этого аналитического процесса является изучение того, в какой мере конкретные задания связаны между собой таким образом, что можно высказать предположение о природе, лежащей в основе структуры памяти и вовлеченных системах обработки информации.