Основы психологии.
Рабочая память и воображение
При выполнении этого задания исчезает преимущество пространственного воображения, возникающее благодаря пространственно воображаемым предметам (Baddeley, Grant, Wight & Tomson, 1973).
Было доказано, что по своей природе интерференция скорее пространственная, нежели зрительная, поскольку выполнению задания препятствовала необходимость следить за местоположением источника звука с повязкой на глазах, а не необходимость высказать зрительное, но не пространственное суждение о яркости света (Baddeley & Lieberman, 1980). В то время как выполнение этого конкретного задания зависит от пространственного воображения, более чистое зрительное воображение тоже может помочь в словесном воспроизведении.
Прекрасный способ научиться связывать пары слов заключается в том, чтобы объединять их в некий интерактивный образ; например, чтобы связать скрипку и банан, можно представить себе скрипача, использующего в качестве смычка гигантский банан. Подобные зрительные образы, основанные на объектах, нарушаются презентацией нерелевантных изображений или цветов, особенно если экспериментатор просит не обращать на них внимания (Logie, 1995). Действительно, при определенных условиях даже паттерн мерцающих точек может помешать созданию визуальных образов (Quinn & McConnell, 1996а, Ь).
Практически во всех экспериментальных работах, которые были описаны до сих пор, основное внимание уделено заданиям, выполнение которых предположительно зависит от обработки зрительно-пространственной информации. Однако такие исследователи, как Шепард и Косслин, избежали каких-либо утверждений о том, как это связано с нашим субъективным опытом. Мы с Джэки Андраде попытались прикоснуться к этой спорной проблеме, экспериментально протестировав гипотезу о том, что зрительные образы связаны с вводом зрительно-пространственной информации, а слуховые образы — с фонологической петлей (Baddeley & Andrade, 2000).
Мы просили своих испытуемых создавать зрительные или слуховые образы и оценивать их яркость. Участники экспериментов тестировались либо при стандартных условиях, либо при артикуляторном подавлении, относительно которого мы предположили, что оно делает слуховые образы менее яркими, либо при одновременном выполнении тэппинг-теста, нарушающего зрительно-пространственное восприятие.