Основы психологии.
Манипулирование образами
Ваша задача — мысленно сложить развертки, представленные в левой части рис. 3.6, и решить, совпадут ли при этом стрелки. Попробуйте. Шепард и Фенг нашли, что время, необходимое испытуемым для того, чтобы прийти к решению, систематически зависело от числа операций, которые потребовались бы для этого.
Подобные задания часто используются при отборе кандидатов на должности архитектора или инженера, работа которых требует пространственного и визуального мышления. Мужчины справляются с ними несколько лучше, чем женщины, которые склонны использовать более аналитический и фрагментарный подход (Linn & Petersen, 1985). Будущие инженеры, студентки Калифорнийского университета (Беркли), менее успешно справились с тестом на пространственное мышление и со сложным курсом черчения; 25% получили оценки «удовлетво-рительно» и «плохо» (Hsi, Linn & Bell, 1997).
Авторы выяснили у опытных инженеров, какими стратегиями пространственного мышления они пользуются, и на основании полученной информации разработали однодневный интенсивный тренинг, оказавшийся настолько успешным, что гендерные различия исчезли и практически все его участники справились с заданиями. Многие исследователи пытались изучить пространственное мышление в лабораторных условиях. Финке и Слэйтон разработали следующее задание: представьте себе заглавную букву J. Затем представьте себе заглавную букву D. Поверните D налево на 90° и поместите ее на верхушкуJ. На что похожа получившаяся фигура?
Ответ: на зонтик. Пирсон и соавторы попыталась более детально изучить процессы, участвующие в пространственном мышлении (Pearson, Logie & Gilhooly, 1999). Они давали своим испытуемым четыре, шесть или восемь пред-метов (квадрат, треугольник, круг и т. д.) и просили их сначала соорудить из них какой-либо объект, а затем нарисовать его. Тех, кому не удавалось за две минуты создать никакого объекта, просили просто перечислить те предметы, которые они запомнили. Роль ввода зрительно-пространственной информации и фонологической петли в выполнении этого задания изучалась с помощью одновременного выполнения заданий, цель которых заключалась либо в нарушении функции фонологической петли с помощью артикуляторного подавления, либо в нарушении ввода зрительно-пространственной информации в результате постукивания по ряду пространственных объектов.
Авторы нашли, что это постукивание мешает созданию новых объектов, и предположили, что этот аспект зависит от ввода визуально-пространственной информации, но не оказывает никакого влияния на способность испытуемых запомнить, какие формы были ими получены. Однако эта способность страдала из-за артикуляторного подавления, на основании чего авторы предположили, что названия форм, с которыми нужно было манипулировать, хранились в фонологической петле.