Основы психологии.
Изучение усвоения новых слов детьми
Между словарным запасом и способностью повторять псевдослова существует тесная связь.
Название параметров
Коэффициент корреляции
Линейная регрессия (процент дисперсии)
Ступенчатая регрессия (процент дисперсии)
Календарный возраст 0,218 5а 5а
Невербальный интеллект 0,388 15ь 13ь
Повторение псевдослов 0,525 27ь 15ь
Звукоподражание 0,295 9Ь 0
Общее 0,578 33ь - ар < 0,05; ър <0,01.
Разумеется, корреляция ничего не говорит о причинно-следственной связи. С одинаковой степенью вероятности можно предположить, что хороший словарный запас будет способствовать воспроизводеню незнакомых звуков и что способность воспроизводить незнакомые звуки будет способствовать пополнению словарного запаса. Изучение усвоения новых слов детьми в возрасте от пяти до шести лет позволило предположить, что фонологическая память играет в этом возрасте решающую роль (Gathercole & Baddeley, 1989).
Однако по мере взросления дети приобретают все большую способность использовать существующий у них словарный запас для усвоения новых слов (Baddeley, Gathercole & Papagano, 1998). Это находит свое отражение в том, что те новые слова, которые содержат сочетания букв, напоминающие фрагменты известных слов (например, contramponist), повторить легче, чем слова, содержащие менее знакомые буквенные структуры (например, skiticult). Однако будущий словарный запас лучше прогнозируется по результатам воспроизведения этих необычных объектов.
Предположительно это связано с тем, что подобные объекты получают недостаточную поддержку со стороны существующего словарного запаса, а потому «полагаются» на фонологическую петлю (Gathercole, 1995). В то время как связь с приобретением словарного запаса является, возможно, самым очевидным эволюционным «применением» фонологической петли, весьма вероятно, что она также облегчает усвоение грамматики, а возможно, и навыков чтения (Baddeley et al., 1998).
Действительно, тест повторения псевдослов широко используется при диагностировании дислексии, хотя недостаточная функция фонологической петли, скорее всего, — лишь один из многих параметров, которые могут повлиять на способность научиться читать.