Основы психологии.
Фонологическое сходство и длина слов
Таким образом, была подтверждена правильность выводов о важности фонологической петли для запоминания новых слов, сделанных на основании из-учения случая ПВ. Однако эти выводы были сделаны на основании результатов изучения взрослых, осваивающих второй язык. Было ясно, что если фонологическая петля влияет и на усвоение детьми родного языка, она должна играть еще более важную роль.
Ответ на этот вопрос был получен в результате тестирования группы детей со специфической языковой проблемой (Gathercole & Baddeley, 1990). Это были восьмилетние дети с нормальным невербальным интеллектом, языковые навыки которых находились на уровне шести лет. Могло ли это быть следствием нарушения фонологической петли? Тестирование детей с помощью батареи тестов на запоминание выявило их неспособность повторить незнакомые псевдослова. Обращаем ваше внимание на то, что испытуемые должны были не только услышать эти псевдослова, но и достаточно долго удерживать их в памяти, чтобы потом повторить.
На базе этих экспериментов мы разработали тест повторения псевдослов, в котором предъявляются и затем повторяются испытуемыми псевдослова увеличивающейся длины (ballop, woogalamic, versatrational). Мы протестировали восьмилетних детей с языковой проблемой, их ровесников с нормальным речевым развитием и группу шестилетних детей, соответствовавших по уровню языкового развития проблемной группе восьмилетних детей, но в силу своего возраста имевших более низкий невербальный интеллект. Результаты тестирования представлены на рис. 3.5, из которого следует, что восьмилетние дети с языковой проблемой справились с тестом даже хуже шестилеток. По своей способности повторять псевдослова они соответствовали четырехлетним детям.
Возможно ли, что эти плохие результаты связаны с их отставанием в языковом развитии? Связаны ли результаты повторения псевдослов с уровнем словарного запаса и у нормально развитых детей? Чтобы ответить на этот вопрос, группа детей от четырех до пяти лет, только что начавших посещать школу в Кембридже (Англия), была протестирована с помощью теста повторения псевдослов, теста невербального интеллекта и теста словарного запаса. Детям показывали четыре картинки и называли одну из них. Они должны были указать на названную картинку. По ходу тестирования слова становились все менее и менее употребительными.
Тестирование прекращалось, когда дети «сдавались», ибо не знали этих слов. Затем результаты всех трех тестов сопоставляли для выяснения, в какой степени словарный запас связан с интеллектом и повторением псевдослов. Результаты, представленные в табл. 3.1, свидетельствуют о тесной корреляции между способностью слышать и воспроизводить слово и уровнем словарного запаса.