Основы психологии.
Проблема порядка предъявления объектов
Возможно ли, что нерелевантная произнесенная информация получает доступ к фонологическому хранилищу и добавляет шум к следу в памяти? Однако белый шум мешает восприятию, но не мешает запоминанию, в то время как нерелевантная речь мешает. Однако белый шум нарушает восприятие, но в отличие от нерелевантного шума не сказывается негативно на запоминании.
Более того, в отличие от ауди- альной маскировки на функционирование КВП не влияет интенсивность нерелевантного звука (Colle, 1980). Еще более проблематичным с точки зрения аналогии со слуховой маскировкой является тот факт, что степень нарушения КВП не связана с фонологическим сходством между нерелевантным звуком и подлежащими запоминанию объектами. Нерелевантные слова, похожие по звучанию на объекты, которые нужно запомнить, оказывают большее негативное воздействие, нежели слова, не похожие на них (Jones & Macken, 1995; Le Compte & Shaibe, 1997). Но что можно сказать о музыке?
Музыка мешает запоминанию цифр, причем вокальная музыка мешает больше, чем инструментальная (Salame & Baddeley, 1989). Даже чистые тона мешают запоминанию, если их высота изменяется (Jones & Macken, 1993). Авторы высказали гипотезу изменения порядка запоминания состояния, суть которой заключается в том, что удержание порядка запоминания серии объектов в словесной или в зрительной памяти может быть нарушена нерелевантными стимулами, если они изменяются во времени (Jones, Macken & Murray, 1993).
Джонс (Jones, 1993) связывает эффект нерелевантного звука с теориями слухового восприятия и в качестве альтернативы гипотезы фонологической петли предлагает свою гипотезу, которая будет рассмотрена ниже. Проблема порядка предъявления объектов Сейчас уже понятно, что исключительно вербально специфицированная модель, основанная на фонологической петле, имеет два существенных недостатка. Первый недостаток заключается в отсутствии адекватного объяснения того, как запоминается порядок предъявления объектов. Если учесть, что классическое задание на запоминание последовательности цифр преимущественно включает запоминание порядка предъявления объектов, становится понятно, что речь идет о принципиальном недостатке.
Второй недостаток заключается в том, что в модели отсутствует четкое представление о процессах, участвующих в извлечении информации из фонологического хранения. Оба этих недостатка потребовали создания более детальной модели, возможно компьютерной или математической, на основании которой можно было бы делать и тестировать прогнозы. К счастью, оказалось возможным убедить несколько групп специалистов в том, что эта проблема заслуживает внимания.