Основы психологии.
Свободное воспроизведение
Это предположение было проверено в эксперименте с использованием триплетов слов, в которых каждое слово принадлежало к одной и той же семантической категории: например, три птицы или три цвета. После пяти экспериментов, из которых все были основаны на разных примерах одной и той же категории, категория (птицы) была заменена другой категорией (цвета).
Как показывают данные, представленные на рис. 2.2, результаты, стабильно ухудшавшиеся на протяжении первых пяти экспериментов, стали улучшаться после того, как была введена новая категория. Но вскоре и они стали ухудшаться и ухудшались до тех пор, пока снова не произошла замена категории (Loess, 1968). Легче всего представить себе задание Петерсона в терминах проблемы, которую должны решить испытуемые, а именно — воспроизвести последнее из представленных сочетаний. Чем продолжительнее отсрочка (период времени, предшествующий вспоминанию), тем труднее определить, какое сочетание было представлено последним, а какое — немного раньше.
Вопрос о том, можно или нельзя объяснить эти результаты с точки зрения существовавшей теории интерференции стимула и ре-акции, вызвал активную дискуссию (Baddeley, 1993). Однако большинство исследователей согласны с тем, что задание Петерсона следует объяснять с точки зрения процессов воспроизведения информации, что выходит за пределы первоначальной гипотезы о простом затухании следа. Прежде чем продолжить обсуждение вопроса о том, имеет ли место затухание следа или интерференция, нам нужно обсудить вторую экспериментальную парадигму, которая приобрела популярность и вызвала активную дискуссию в 1960-х годах, а именно — свободное воспроизведение.
Свободное воспроизведение В этих экспериментах испытуемым просто предъявляют перечень объектов, который они потом должны воспроизвести как им угодно, в любом порядке. На рис. 2.3 представлены результаты экспериментов, заключавшихся в том, что испытуемым предъявляли перечни из десяти, двадцати или тридцати слов, которые они должны были воспроизвести немедленно или после пятнадцатисекундной отсрочки (Postman & Phillips, 1965).
Эти результаты иллюстрируют ряд особенностей, характеризующих свободное воспроизведение, а именно: чем длиннее перечень, тем меньше вероятность воспроизведения каждого конкретного индивидуального объекта, хотя общее количество воспроизведенных объектов может и увеличиться; все перечни продемонстрировали тенденцию к лучшему воспроизведению нескольких первых объектов (так называемый эффект первичности); независимо от длины перечня при немедленном воспроизведении несколько последних объектов воспроизводятся безошибочно (так называемый эффект новизны) и непро-должительная отсрочка, во время которой испытуемые что-либо делают, например считают, уничтожает этот эффект.