Основы психологии.
Два типа памяти?
Ллойд и Маргарет Петерсон из Университета штата Индиана разработали метод, который можно рассматривать как аналог подобной ситуации. Испытуемым предлагали запомнить объект — сочетание трех согласных (например, XRQ), после чего их отвлекали и предлагали какое-то число, которое нужно было дополнить рядом чисел так, чтобы каждое последующее было на три единицы меньше предыдущего (например, 371: 368, 365, 362 и т. д.).
По прошествии нескольких секунд, в течение которых испытуемые считали, их просили вспомнить триплет согласных. Использовав этот же сценарий, Мердок продемонстрировал аналогичный эффект и в случае триплета слов (Murdock, 1961). Как бы вы объяснили эти результаты? Одно из возможных объяснений Забывание как результат помех зависит от сходства материала, который нужно запомнить, и материала, который этому мешает.
Более вероятно, что мы забудем свое изначальное намерение, если будем отвлечены другой похожей на него мыслью или задачей ства между тем, что нужно запомнить, и мешающим материалом и что по крайней мере для ДВП числа не мешают буквам (McGeogh & MacDonald, 1931). Поэтому Петерсоны предположили, что результаты отражают быстрое исчезновение следа в КВП. Это объяснение соответствовало выводу, сделанному в Англии Джоном Брауном (Brown, 1958) на основании аналогичной демонстрации быстрого забывания.
Однако оно противоречило широко распространенной в то время точке зрения на память как на единую систему, в которой забывание является следствием помех. Освобождение от влияния проактивной интерференции. Испытуемых просили запомнить серии из четырех объектов, принадлежащих к одной таксономической категории. После шести серий категория изменялась, что приводило к улучшению результатов с этой серией. Серии, включавшие объекты из всех четырех категорий, продемонстрировали быстрое забывание и не выявили освобождения от влияния проактивной интерференции.
Однако простое объяснение на основании исчезновения следа подверглось сомнению (Keppel & Underwood, 1962). Было показано, что быстрое забывание — это нечто такое, что нарастает в течение первых четырех или пяти экспериментов. При предъявлении самого первого триплета практически не было забывания или оно было незначительным. По мнению авторов, из их результатов следует, что эффект Петерсонов связан с помехами от более ранних триплетов, которые, конечно же, были похожи по типу на те объекты, которые нужно было запомнить. Эту гипотезу можно проверить, изменяя от опыта к опыту природу объектов, предназначенных для запоминания.