Основы психологии.
Аудиальный вариант визуальной сенсорной памяти
Одновременно началось изучение аудиального варианта визуальной сенсорной памяти — эхоической памяти. В дальнейшем эти сенсорные системы стали рассматриваться скорее как часть процесса восприятия, нежели как память per se (в чистом виде). Было высказано предположение, что они ведут во временную кратковременную, или рабочую, память.
Было высказано предположение о существовании обмена информацией между кратковременной и долговременной памятью; в дальнейшем последняя была подразделена на эксплицитную, или декларативную, и имплицитную, или недекларативную, память. В свою очередь, в состав эксплицитной памяти входит способность помнить индивидуальный опыт, что позволяет совершать «ментальные путешествия во времени» (эпизодическая память), и семантическая память, хранящая наши знания о мире.
Был идентифицирован ряд систем имплицитного, или недекларативного, научения и памяти, включая классическое формирование условных рефлексов, приобретение моторных навыков и разные типы прайминга. Несмотря на попытки дать единое объяснение имплицитного научения и имплицитной памяти, не исключено, что их лучше рассматривать как самостоятельные системы. Важным достижением последних лет явился возросший интерес к распространению теорий за пределы лабораторий.
Это привело к дискуссии: ясно, что для развития и уточнения теорий необходимы лаборатории, но для их генерализации и проверки практической ценности необходимо выйти в реальную жизнь. За последние годы большие успехи наблюдаются в изучении связи между памятью и мозгом. Начало было положено в исследованиях больных, страдающих амнезией, а продолжились исследования разработкой все более сложных способов мониторинга функций здорового мозга в режиме реального времени.
К ним относятся измерение электрических сигналов мозга с помощью укрепленных на голове электродов (ЭЭГ и ВПС), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), позволяющая судить об активности разных зон мозга по кровотоку. В ПЭТ используются радиоактивные препараты, что, по соображениям техники безопасности, накладывает ограничения на число процедур, которым может быть подвергнут человек. Поэтому вместо ПЭТ все чаще используют функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) и магнитоэнцефалографию (МЭГ), которые менее травматичны и могут многократно применяться к одному и тому же человеку.