Основы психологии.
Каждодневная память
В то время как продолжаются попытки объяснить их в терминах единой системы (Neath & Surprenant, 2003), наша точка зрения заключается в том, что хотя у них и есть общие черты, они тем не менее представляют ряд разных систем научения, использующих разные участки мозга, сформировавшиеся для разных целей.
Каждодневная память До сих пор мы обсуждали вопрос о теоретических аспектах человеческой памяти: о кодировании, хранении и извлечении информации. Однако для того, чтобы наша теория была и полезной и информативной, она должна быть применима за пределами лабораторий, должна отвечать на вопрос, как наша собственная память работает в том мире, в котором мы живем. Теория не должна ограничиваться лишь студенческой аудиторией, на которой базируется большинство исследований; она должна поведать нам о том, как функционирует детская и старческая память, как функционирует память у представителей разных культур, а также у больных и здоровых.
Некоторые из этих вопросов будут освещены далее. Разумеется, гораздо труднее проводить строго контролируемые эксперименты вне лабораторий, поэтому большинство теоретических исследований, описанных в первых главах этой книги, — это лабораторные исследования. Одни ученые утверждают, что необходимо продолжать лабораторные исследования и выйти за пределы лабораторий можно будет лишь тогда, когда у нас будет четкое понимание памяти. Другие же вслед за Бартлеттом считают, что такой подход приведет к забвению важных аспектов памяти. В ответ на эту весьма консервативную точку зрения группа психологов-энтузиастов из Южного Уэльса организовала международную конференцию, посвященную практическим аспектам памяти.
Конференция прошла с большим успехом. Ученые приехали из разных уголков планеты, чтобы поговорить о своих исследованиях, посвященных самым разным проблемам: от памяти на медицинскую информацию до гендерных различий памяти на лица, от способности устно выполнять сложнейшие арифметические действия, до последствий травм мозга (Grunberg, Morris & Sykes, 1978). В своем вступительном слове Ульрих Нейссер посетовал на «лабораторную традицию» и сказал, что «если X представляет собой интересный или социально значимый аспект памяти, психологи вряд ли когда-нибудь станут его изучать!» (Neisser, 1978). Разумеется, он, что называется, ломился в открытую дверь: большинство его слушателей были согласны с ним, и их работы опровергали это утверждение.