Основы психологии.
Вербальное научение
В одном из подходов, завоевавших в то время популярность, отразился метод изучения памяти, уходящий корнями в работы Германа Эббингауза, немецкого философа XIX века, который первым доказал принципиальную возможность экспериментального изучения памяти.
В дальнейшем идеи Эббингауза с наиболыней полнотой были развиты в США, причем основное внимание уделялось факторам и условиям, отражающим важный Герман Эббингауз (1850-1909) был первым ученым, доказавшим, что память можно изучать экспериментально вопрос о том, как новые знания взаимодействуют с тем, что усвоено раньше. Полученные результаты интерпретировались на основании ассоциаций, которые, как полагали, образуются между стимулами и ответными реакциями; при этом использовался ограниченный набор методик, преимущественно требующих запоминания перечней слов или лишенных смысла слогов (McGeoch & Irion, 1952).
Подобный подход часто называют вербальным научением. Оно развивалось с 1930-х по 1960-е годы преимущественно в лабораториях Среднего Запада и имело своей целью скорее тщательное «картографирование» явлений, нежели амбициозное создание таких значительных теорий, как теория Кларка Халла. Однако когда радикальные теории ушли в тень, этот более уравновешенный подход, который до этого критики называли «пылесборником эмпиризма», начал привлекать внимание все большего числа исследователей, стремившихся изучать научение и память. Это привело к созда-нию нового научного журнала «The Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior» («Вербальное научение и вербальное поведение»), который позднее, когда термин «вербальное научение» стал немодным, получил другое название — « The Journal of Memory and Language» («Память и язык»).
Родина второго направления, возникшего в то же самое время, — Европа и Северная Америка. В 1930-х годах течение в немецкой психологии, получившее название гештальт-психологии, попыталось использовать идеи, сформулирован- ные при изучении перцепции, для понимания человеческой памяти. В отличие от бихевиористов гештальт-психологи счита-ли внутренние образы более важными, чем наблюдаемые стимулы и ответные реакции, и подчеркивали активную роль запоминаю-щего.
Гештальт-психология сильно пострадала от фашистского преследования, но многие гештальт-психологи эмигрировали в Северную Америку, где и посеяли семена альтернативного подхода к вербальному научению — подхода, который придает большое значение активности обучающегося в организации материала. Типичными представителями этого направления являются два исследователя, получивших образование в Северной Америке, — Джордж Мандлер и Эндел Тульвинг.