Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Советы по поводу популярной психологии

Психология является популярной темой на страницах журналов и газет. К сожалению, многое из того, что вы читаете, основано, скорее на принятии желаемого за действительное, чем на науке. Вот несколько советов, как отделить информацию высокого качества от вводящего в заблуждение вымысла.

Совет 1: Проявляйте скептицизм. Сообщения в массовой печати, как правило, носят некритический характер и имеют определенный уклон в сторону описания «изумительных» открытий. Вспомните, что слова «Это невероятно» означают буквально «Этому нельзя верить» - как часто и бывает.

Пример 1. Несколько лет назад в печати появились статьи, описывавшие удивительное новое «шестое чувство», названное «кож-но-оптическим восприятием». Несколько одаренных людей, утверждали статьи, с помощью кончиков пальцев могут идентифицировать цвета и читать печатный текст с завязанными глазами.

В действительности подобные «способности» основаны на том, что эстрадные фокусники называют «носовым подглядыванием». Невозможно завязать глаза (не повредив их) таким образом, чтобы не осталось крохотного пространства с каждой стороны носа. Использовали ли такое носовое подглядывание люди, утверждавшие, что у них «глаза-рентгены»? Очевидно, да, поскольку «кожно-оптические способности» исчезали, как только возможность подсматривать бралась под контроль.

Пример 2. В 1994 году журнал National Enquirer сообщил, что «ведущие исследователи университета установили, что 8 миллионов американцев могли быть похищены НЛО». Однако один из исследователей, процитированных в статье, на самом деле заявил: «Общество может быть уверено, что нет никаких доказательств похищения миллионов американцев». Другими словами, сообщение в Enquirer вывернуло наизнанку реальные выводы. Вы обнаружите аналогичную лжеинформацию и сенсационность во всей массовой печати. Будьте настороже.

Совет 2: Обращайте внимание на источник информации. Вас не должно удивлять, что информация, используемая для продажи какого-то изделия, отражает скорее желание получить прибыль, чем объективную истину. Вот типичное рекламное утверждение: «Государственные проверки подтверждают, что нет более сильнодействующего и эффективного болеутоляющего средства, чем аспирин Brand X». Заявление, подобное этому, обычно означает, что между проверенными изделиями нет разницы. Ни одно из остальных болеутоляющих средств не является более сильнодействующим или эффективным. Но ни одно из них не является и менее эффективным. Не забывайте об источнике, когда читаете информацию о домашних машинах обратной биологической связи, приборах для обучения во сне, видеокассетах с подпороговой информацией и т. д. Помните, что психологические услуги также могут быть коммерческим товаром. Опасайтесь дорогих курсов, которые обещают мгновенное улучшение психического здоровья и счастье, повышение работоспособности, фотографическую память, экстрасенсорные или особые психические способности, контроль над бессознательным, отказ от курения и т. п. Обычно их реклама сопровождается малым числом рекомендательных отзывов и множеством неподтвержденных заявлений.

К заявлениям, связанным с особыми психическими способностями, следует относиться с особой осторожностью. Эстрадные экстрасенсы зарабатывают себе на жизнь обманом публики. Понятно, что они крайне заинтересованы в том, чтобы люди верили в их несуществующие способности. Сверхчувственные явления, когда (и если) они все-таки имеют место, очень непредсказуемы. Экстрасенс не в состоянии дать три представления за вечер, шесть представлений за неделю без постоянного использования обмана. То же самое верно в отношении так называемых «парапсихологических консультантов» («psychic advisers»), рекламируемых по телевидению. Эти шарлатаны используют эффект Барнума с целью создания иллюзии того, что им известна глубоко личная информация о звонящих им людях (Nickel, 2001).

Совет 3: Спросите себя, была ли контрольная группа. Недалекие люди часто пренебрегают особой значимостью контрольной группы в любом эксперименте - ошибка, которую вы больше не допустите! Массовая печать полна сообщениями об «экспериментах», проведенных без контрольной группы: «Разговоры с растениями ускоряют их рост»; «Специальная диета подавляет гиперактивность у детей»; «Пища дольше сохраняется в пирамидальной камере»; «Выпускники курсов огнеходцев не жалеют своих пяток». Задержите свое внимание на последнем примере. В последние годы появились дорогие коммерческие курсы, обучающие людей хождению босиком по раскаленным углям. (Вопрос, зачем кому-то нужно этим заниматься, интересен уже сам по себе.) Огнеходцы якобы защищают свои стопы с помощью приема, называемого «нейролингвистическим программированием».

Многие люди платят большие деньги, чтобы овладеть этим приемом, и большинство действительно научаются быстрому хождению по углям. Но необходим ли этот прием? И вообще происходит ли что-нибудь примечательное? Нам нужна группа для сравнения! К счастью, физик Бернард Лейкинд подобрал такую. Лейкинд показал с помощью добровольцев, что любой человек (с достаточно огрубелыми пятками) может ходить по слою углей не обжигаясь. Объясняется это тем, что угли, представляющие собой легкий, воздушный углерод, передают мало тепла, когда их касаются. Использующийся здесь принцип аналогичен помещению руки на короткое время в раскаленную печь. Если вы прикоснетесь к сковородке, то обожжетесь, потому что металл хорошо проводит тепло. Но если ваша рука останется в горячем воздухе, с вами ничего не случится, поскольку воздух обладает малой теплопроводностью (Mitchell, 1987). Тайна разгадана.

Совет 4: Делайте различия между корреляцией и причинностью. Как вы теперь знаете, опасно предполагать, что одна вещь является причиной другой только потому, что они коррелируют.

Вот пример, когда корреляцию ошибочно принимают за причинность. Астролог Джин Диксон однажды так ответила группе видных ученых, которые объявили, что астрология не имеет научной базы: «Они бы лучше проверили документацию в полицейских отделениях по своему месту жительства, из которой узнали бы, что количество тяжких преступлений возрастает и падает в зависимости от лунных циклов» (Dixon, 1975). Разумеется, Диксон полагает, что луна влияет на человеческое поведение.

Если верно, что тяжкие преступления учащаются в определенные периоды месяца, не доказывает ли это ее точку зрения?

Вовсе нет. Увеличение количества преступлений может быть вы-звано более темными ночами, тем фактом, что счета нужно оплачивать до первого числа месяца, или рядом подобных факторов. Что более важно, непосредственные исследования так называемого «лунного эффекта» показали, что он не имеет места (Simon, 1998; Wilkinson et al., 1997). Преступники-лунатики, а также «лунное помешательство» - фикция (Raison, Klein & Steckler, 1999).

Совет 5: Обязательно проводите различия между наблюдением и выводом. Если вы видите, что человек плачет, правильно ли предполагать, что он в печали? Хотя такое предположение кажется разумным, в действительности оно довольно рискованно. Объективно мы можем видеть, что этот человек плачет, но вывод о печали может оказаться ошибочным. Возможно, что этот индивид только что очистил два килограмма репчатого лука. А может быть, он только что выиграл миллион долларов в лотерею.

Психологи, политики, врачи, ученые и другие эксперты часто заходят в своих утверждениях далеко за рамки имеющихся фактов. Это не означает, что их выводы, мнения и интерпретации не имеют ценности; мнение эксперта о причинах психической болезни, преступного поведения, проблем с научением или чего бы то ни было еще может быть показательным. Но старайтесь отделять факты от мнения.

Совет 6: Опасайтесь сверхупрощений, особенно тех, которые продиктованы финансовой прибылью. Курсы или программы, которые предлагают «новую личность через три занятия», «шесть шагов к любви и удовлетворенности в браке» или недавно обнаруженные «секреты, дающие доступ к силам психики», должны сразу же вызвать подозрение.

Прекрасный пример сверхупрощения представлен в брошюре, озаглавленной «Доктор Джойс Бразерс спрашивает: похожи ли вы на “суперженщину"?». Доктор Бразерс, СМИ-психолог, не имею-щая частной практики и не известная как исследователь, написала брошюру, будучи консультантом комиссии по упаковке аэрозолей Ассоциации промышленников химических производств. Один из типичных советов в этой брошюре говорит о том, как укрепить брак: «Отправьте его куда-нибудь отдохнуть на уик-энд. Когда он не видит, брызните чуточку вашего любимого аэрозольного одеколона на простыни и подушки кровати» (курсив наш). Чего и следовало ожидать от Джойс.

Совет 7: Помните, «например» — не доказательство. После прочтения этой главы вы должны быть чувствительны к опасности использования одиночных примеров. Если вы читаете: «Студент юридического факультета сдает экзамен на право заниматься адвокатской практикой с помощью прибора обучения во сне», не торопитесь покупать таковой. Систематические исследования показывают, что эти приборы имеют в лучшем случае небольшую ценность (Druckman & Bjork, 1994; Wood et al., 1992). Следствием из этого совета будет вопрос: значимы ли описанные наблюдения и широко ли они применимы?

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум