Основы психологии.
Эффект экспериментатора
Как исследователь может повлиять на испытуемых? Эффект экспериментатора (изменения в поведении, вызванные невольным влиянием экспериментатора) является распространенной проблемой в психологическом исследовании. В сущности, экспериментаторы рискуют обнаружить то, что они ожидают обнаружить. Это происходит потому, что люди очень восприимчивы к намекам, касающимся того, чего от них ждут.
Эффект экспериментатора может иметь место даже вне лаборатории. Психолог Роберт Розенталь (Rosenthal, 1973) приводит пример того, как ожидания могут повлиять на людей. на подготовительном факультете Военно-воздушной академии США 100 летчиков были распределены случайным образом в 5 математических классов. Их преподаватели не знали об этом случайном распределении. Вместо этого каждому преподавателю сказали, что его студенты обладают необычайно высокими или низкими способностями. Студенты в классах с ярлыком «высокие способности» добились намного больших успехов в математике, чем те, кто учился в классах с ярлыком «низкие способности». Однако первоначально во все классы пришли студенты с одинаковыми способностями.
Очевидно, преподаватели незаметно передали свои ожидания студентам. Скорее всего, они делали это с помощью тона голоса, языка жестов и путем поощрений или критики. Их «подсказки», в свою очередь, привели к самореализующемуся пророчеству, которое отразилось на студентах. Самореали-зующееся пророчество — это предсказание, которое побуждает людей вести себя таким образом, что предсказание сбывается. Короче говоря, люди иногда становятся тем, чем, согласно нашему пророчеству, они должны стать. Следует помнить, что другие, как правило, оправдывают наши завышенные или заниженные ожидания в отношении их.
Основные этические указания психологам-исследователям
• Не причиняйте вреда.
• Подробно опишите потенциальным испытуемым, чем они рискуют.
• Обеспечьте добровольность участия.
• Сводите к минимуму любые неудобства для участников.
• Сохраняйте конфиденциальность.
• Не вмешивайтесь без необходимости в личную жизнь. Используйте обман, только когда это абсолютно необходимо.
• Устраняйте любые недоразумения, вызванные обманом (за-ключительная беседа с участниками).
• Доведите до сведения участников результаты и их интерпретацию.
• Относитесь к участникам с вниманием и уважением.