Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Корреляционные коэффициенты

Как выражается степень корреляции? Силу и направление связи можно выразить в виде коэффициента корреляции. Это всего лишь некое число, находящееся в пределах от +1,00 до -1,00. Если это число равно или близко нулю, зависимость между двумя измеряемыми величинами слабая или отсутствует. К примеру, корреляция между размером обуви и интеллектом равна нулю. Если корреляция равна +1,00, имеет место абсолютная положительная связь; если она равна -1,00, обнаружена абсолютная отрицательная связь.

Корреляции в психологии редко бывают абсолютными. Но чем ближе коэффициент к +1,00, тем сильнее связь. Например, однояйцевые близнецы, как правило, имеют почти идентичные IQ. IQ же родителей и их детей имеют лишь общее подобие. Корреляция между IQ родителей и детей равна 0,35; у однояйцевых близнецов она 0,86. Что означают термины «положительная» и «отрицательная» корреляция?

Положительная корреляция показывает, что увеличение одной величины сопровождается увеличением другой (или уменьшению соответствует уменьшение). Например, существует положительная корреляция между успеваемостью в средней школе и успеваемостью в колледже; учащиеся, которые лучше занимаются в школе, как правило, имеют более высокую успеваемость и в колледже (и наоборот). При отрицательной корреляции увеличение первой величины связано с уменьшением второй. К примеру, мы можем заметить, что учащиеся, которые проводят перед телевизором много часов, получают более низкие отметки, чем те, кто посвящает этому занятию немного времени. (Это хорошо известный эффект «телевизионного зомби».) Свидетельствует ли это о том, что просмотр слишком большого числа телепередач является причиной худшей успеваемости? Можно сделать такое предположение, но мы не можем быть уверены, пока не поставим эксперимент.

Корреляция и причинность. Корреляционные исследования помогают нам выявить связи и сделать прогнозы. Однако корреляция не демонстрирует причинности (причинно-следственной связи). К примеру, может оказаться, что больше времени перед телевизором проводят учащиеся, не испытывающие интереса к изучаемым предметам. Если это так, тогда и отсутствие старания в учебе, и более низкие отметки являются следствием незаинтересованности, а не чрезмерного увлечения просмотром телепередач. Кажущаяся связь одной вещи с другой не означает, что между ними существует причинно-следственная зависимость.

Запись наблюдения - подробное описание наблюдаемых событий или видеосъемка наблюдаемого поведения. Корреляция - наличие устойчивой, систематической связи между двумя событиями, величинами или переменными. Корреляционное исследование - неэкспериментальное исследование с целью измерения степени зависимости (если таковая существует) между двумя или более событиями, величинами или переменными. Коэффициент корреляции - статистический показатель, находящийся в пределах от -1,00 до +1,00, который показывает направление и степень корреляции.

Чтобы поставить эксперимент, вы должны предпринять следующие действия:

1. Изменить непосредственным образом условие, которое, на ваш взгляд, способно влиять на поведение.

2. Образовать две или более группы испытуемых. Эти группы должны быть подобны во всем, за исключением условия, которое вы меняете.

3. Зафиксировать, оказывает ли какое-то влияние на поведение изменение этого условия. Предположим, что вы хотите выяснить, влияет ли на память чувство голода. Сначала вы формируете две группы людей. Затем вы можете попросить членов одной группы выполнить тест, пока они голодны. Вторая группа должна выполнить тот же самый тест после принятия пищи. Сравнив для двух групп средние баллы, оценивающие способность запоминания, вы можете сказать, влияет ли чувство голода на память.

Как вы можете видеть, простейший психологический эксперимент основан на использовании двух групп испытуемых (животных или людей, поведение которых исследуется). Одна группа называется экспериментальной, другая становится контрольной. Обе группы находятся в совершенно одинаковом положении, за исключением условия, которое сознательно меняют. Его называют независимой переменной.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум