Основы психологии.
Бихевиоризм. Радикальный бихевиоризм
Функционализму вскоре бросил вызов бихевиоризм - изучение проявленного, наблюдаемого поведения. Бихевиорист Джон Б. Уотсон подверг резкой критике изучение «сознания или «сознательного опыта. «Интроспекция,— говорил он,— ненаучна. Уотсон понял, что можно изучать животных, несмотря на то что нельзя задать им вопросы или знать, что они думают. Он просто наблюдал связь между стимулами (событиями в среде) и реакциями животного (любым мускульным действием, активностью желез или другим поддающимся идентификации поведением). Почему бы, доказывал он. не подойти столь же объективно к изучению человека?
Вскоре Уотсон приспособил введенное русским физиологом Иваном Павловым понятие обусловливания для объяснения большей части поведенческих актов. (Условный рефлекс — это усвоенная реакция на определенный стимул.) Уотсон с энтузиазмом заявлял: «Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформировавшихся младенцев и возможность самому заняться их воспитанием, и я гарантирую, что. взяв наугад любого из них, путем научения сделаю из него любого специалиста по своему выбору: врача, юриста, художника, коммерсанта и, если на то пошло, профессионального нищего или вора» (Watson, 1994). Согласны ли большинство психологов с утверждением Уотсона? Сегодня большинство посчитали бы его преувеличением. И все-таки бихевиоризм помог психологии стать скорее естественной наукой, чем отраслью философии.
Радикальный бихевиоризм. Один из самых известных современных бихевиористов, Б. Ф. Скиннер (1904-1990), сказал: «Для того чтобы понять человеческое поведение, я должен принять во внимание, как среда воздействует на организм до того и после того, как он отреагирует. Поведение формируют и поддерживают его последствия» (Skinner, 1971). Будучи «радикальным бихевиористом», Скиннер также считал, что нет необходимости объяснять поведение психическими событиями.
Скиннер полагал, что наше поведение контролируется вознаграждениями, или позитивными подкреплениями. С целью исследования научения Скиннер соорудил свою известную камеру обусловливания, или «ящик Скиннера. С ее помощью он мог предъявлять стимулы животным и фиксировать специфические реакции (см. главу 7 «Обусловливание и научение»). Многие из идей Скиннера о научении возникли на основании его работы с крысами и голубями. Тем не менее он считал, что те же законы поведения приложимы ко всем организмам, включая людей.
Скиннер был убежден, что «спланированная культура», основанная на позитивном подкреплении, может способствовать желательному поведению. (Вопреки распространенному представлению, Скиннер был противником использования наказания.) Крайне важно, говорил он, изменить наше поведение до того, как перенаселенность, загрязнение окружающей среды или ядерная война нанесут сокрушительный удар человечеству. Слишком часто, полагал он, необоснованные вознаграждения являются причиной наших деструктивных действий и порождают такие проблемы, как перенаселение, загрязнение окружающей среды и войны.
Широкой публике Скиннер, возможно, наиболее известен как человек, научивший голубей играть в настольный теннис, как изобретатель обучающих машин и как создатель механической «няни», которая подозрительно напоминала большой ящик Скиннера. Дочка самого Скиннера Дебора прожила два с половиной года в такой «няне» — камере размером с детскую кроватку, с теплым профильтрованным воздухом, звукопоглощающими стенками, специальными игрушками и большим окном на одной стороне. «Как бесчеловечно!» — восклицали критики. Но вопреки газетным сообщениям, Дебору часто извлекали из ящика для ласк и игры. Став взрослой, она говорила: «Думаю, что я была очень счастливым ребенком. Чаще всего ящик критикуют люди, которые не понимают, что он собой представлял». То же самое можно сказать о многих критических замечаниях в адрес Скиннера, которые зачастую основаны на неправильном понимании его идей.