История психологии и психиатрии.
Все абсолютное относится к патологии
При ином подходе вы сможете узнать, как по-разному мы воспринимаем мир и какие типы людей общество оценивает выше других. Если ваш тип не ценился в вашем детском окружении, это могло пагубно сказаться на вашей самооценке. Но когда вы увидите богатое разнообразие человеческих типов, каждый из которых по-своему уникален, вы поймете, что вам вовсе не нужно быть абсолютной копией какого-то принятого в обществе образца.
На самом деле уже само осознание того, что присущие вам черты есть и у большого количество других людей, оказывается очень обнадеживающим. Как только вы поймете, что принадлежите племени родственных вам душ, которые, как и вы, совершенны в своих несовершенствах, вы сможете расслабиться и принять себя таким, какой вы есть. Вы уникальны. Как и все остальные.
Третий подход состоит в том, чтобы попытаться увидеть скрытые причины вашего поведения, а также понять, почему вы ими руководствуетесь. Большая часть черт нашей личности являются приобретенными — сформированными людьми и событиями прошлого — и подавляющая их часть настолько привычны, что мы их просто не замечаем и даже не подозреваем о них. Ознакомившись с различными типологиями, вы, как в правдивом зеркале, увидите ваше зачастую чисто автоматическое поведение. А раз вы сумеете увидеть свою принадлежность к определенному типу, ваше поведение изменится само собой. Чем больше вы будете узнавать о своем поведении, тем меньшей будет ваша привязанность к тому или иному типу. Неисследованная жизнь не достойна жизни.
При четвертом подходе вы узнаете об огромной разнице между тем, кто вы, каким вы себя видите и кем вы стали. Кабир сказал бы, что вы просто забыли о том, кто вы. Он бы спросил, почему вы все время пытаетесь представляться не тем, кто вы есть. Поскольку, согласно мудрецам, мы все идентифицируемся с ложным пониманием самого себя — своего эго и личности — и не видим того, кто мы на самом деле.
Наша личность — это всего лишь маска, созданная некоторыми стратегиями поведения. Полностью с ней идентифицируясь, мы забываем о том, что это лишь маска, а не сущность, на которую она надета. Последняя часть книги посвящена религиозным и духовным типам и дает некоторое представление о том, каким мог бы быть тот или иной человек. Я продаю зеркала в городе слепых.
Но какой бы подход вы для себя ни избрали, не относитесь к нему слишком серьезно. Поскольку типологии, которые вы встретите на пути самопознания, представляют собой лишь дорожные знаки, а не пункт назначения. Воспринимайте их как торжество разнообразия природы. Если, отвечая на ваш вопрос, они смогут указать, что является настоящим, а что искусственным, значит, можно утверждать, что книга со своей задачей справилась.