Психология развития человека.
Формирование личной идентичности
Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию, к тому, чтобы узнать, каков я, к чему способен. Отсюда — само-рефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда — рост интереса к самоанализу: как вел себя в таких-то обстоятельствах, общаясь со сверстниками и со взрослыми, как проявил себя в определенной ситуации и т. п.
Центральный психологический процесс в самосознании — это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, впрочем во многом иллюзорны и многие юношеские жизненные планы.
Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что способен. Есть два способа самопознания: один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутыми результатами. Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую примерку. Многие нелогичные, с точки зрения взрослых, поступки объясняются не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своей решительности, отваги, а главное — подтверждения своего бытия. Второй путь самооценки — социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Но они часто расходятся. Поэтому возникает необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые.
Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие — важнейший признак становления личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!». Но на пути к этому надо приобрести опыт, совершать ошибки и учиться на них.
Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд отмечает, что для того чтобы жить и действовать в обществе, особенно важно, чтобы молодой человек мог рано начать готовиться и упражняться в творчески-социальной сфере, чтобы это новое искусство помогло ему выработать свой собственный взгляд на трудную ситуацию развития. В юности важно, несмотря на ограничение материальными условиями (зависимость от других, от родителей), на ограничение духовными и культурными запретами, создать нечто личное и единственное в своем роде. Свобода в создании собственного положения должна быть открыта и отработана в юности. Жизненная необходимость юности отчетливо проявляется в случаях, когда человек не имеет возможности прожить этот период. Б. Ливехуд анализирует особенности развития молодых людей, которые в период юности включаются в профессиональную жизнь и непосредственно попадают в общество взрослых. В этом случае открытие самого себя осуществляется шокирующим образом и в тот момент, когда собственное Я еще недостаточно стойко созрело, чтобы достойно пережить это испытание. Хотя экономическая независимость наступает здесь рано и вынужденно занимает важное и слишком высоко оцениваемое место, все же духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций все еще велика.
Юность — стадия консолидации сил для выхода в самостоятельную жизнь, для формирования психологической установки на взрослую, серьезную жизнь. «Прежде чем вступить в пору зрелости, на арену самостоятельной борьбы за существование, самостоятельной работы, — пишет В. В. Зеньковский, — переживаем мы юность, в течение которой мы, уже познав действительность, зная уже себя, овладев уже основным материалом социальной традиции, как бы на «главной репетиции» подводим итоги подготовительной работе».