Психология развития человека.
Основные результаты развития субъектности ребенка на ступени одушевления
Период дошкольного детства — это период спокойного и благополучного развития ребенка. Кризис трех лет и связанные с ним трудности во взаимоотношениях ребенка и взрослого миновали.
Ребенок вступил в стадию, в которой правят законы игры. Типичный дошкольник — это играющий ребенок, проводящий основную часть своего времени в игре. Ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной и координированной с внешней деятельностью.
Существенные изменения претерпевает телесность ребенка. В эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность. Дошкольный возраст — это период многообразного проявления двигательной активности ребенка. Игровая и другие виды деятельности требуют от ребенка все более совершенных движений, большей точности и их координации. Перед ребенком стоит задача по овладению новыми движениями. Происходит развитие нервной системы, анатомическое и функциональное созревание мозга. Возросшие возможности составляют благоприятную основу полноценного общего психического развития ребенка.
В сюжетной игре ребенок принимает на себя те роли, которые так или иначе соответствуют некоторым общественно-трудовым функциям взрослых людей, и вносит в свою игру нормы отношений, связанных с этими функциями. В процессе игры происходит воспроизведение этих отношений: ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения, так или иначе направлено на других людей и оценивается ими как значимое или незначимое. Он обнаруживает при этом, что сами отношения имеют иерархическую структуру соподчинения, управления и исполнения.
Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях различные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания обобщаются и на их основе формируются чувства. На ступени одушевления происходит также интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний.
Принятие детьми дошкольного возраста этических норм и формирование моральных чувств — часть общего процесса активного вхождения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков. Появление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми (взрослыми, сверстниками, младшими), и формирование долга в качестве мотива деятельности имеют важнейшее значение для перехода к обязательному школьному обучению.