Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Феноменология кризиса трех лет

Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 года - 3,5 года). Кризис раннего детства или кризис трех лет со стороны своих симптомов или проявлений описан достаточно обстоятельно как в отечественной, так и в зарубежной психологии.  Из отечественных психологов одним из первых кризис трех лет описал Л. С. Выгот- ский.  Он отмечает, что в этот период «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения.  Ребенок становится трудновоспитуемым.  Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие.  Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период».  Л.  С. Выготский приводит описание таких симптомов кризиса трех лет.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — негативизм.  При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые.  При этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е.  это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство.  Упрямство ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.  Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение — он так сказал, он этого хочет.

Третий симптом кризиса — строптивость ребенка.  Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых, проявляется в стремлении настоять на собственном желании.

Четвертый симптом кризиса трех лет — своеволие, своенравие.  Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам.  Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.

Пятый симптом — протест-буря; все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер.  Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Шестой симптом кризиса — обесценивание; ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников.  В его лексиконе появляются ругательные слова.

Седьмой симптом кризиса трех лет двойственен; в семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму — взрослые должны делать то, что хочет ребенок.  В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы составляют первый пояс симптоматической картины или семизвездие кризиса трех лет.  К другим — вторичным — проявлениям кризиса трех лет психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгодного для себя результата; опережение реакции взрослого на свои действия в том случае, если они заслуживают порицания; демонстративное выражение чувств; избегание наказания с помощью вымысла; сопереживание настроению близких людей; острое переживание неуспеха в деятельности; зависимость от собственных фантазий; хвастовство несуществующими достижениями; фантазирование без всякой практической цели; фантастические мотивировки отказа взрослому; хитрость и изворотливость и т. п.

Психологи единодушны в мнении, что кризис трех лет — при всей его типичности и общности —- наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка.  При этом отмечается, что негативизм и упрямство носят избирательный характер, т. е.  проявляются по отношению к определенным взрослым (как правило, близким) и не встречаются в отношении сверстников.

Взрослые испытывают определенные трудности во взаимоотношениях с детьми этого возраста.  Многие формы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными.  Дети проявляют обидчивость или острую аффективную реакцию на замечание, порицание, критику.  Нередко обычное предложение или просьба взрослых вызывает у ребенка неадекватно бурную эмоциональную реакцию; при этом видимых — наблюдаемых в самой ситуации — причин такого поведения нет.  

Известный французский психолог А.  Валлон так описывает протекание кризиса трех лет: «К трехлетнему возрасту это слияние ребенка с окружающим неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка к целому ряду конфликтов.  Прежде всего это противопоставление себя окружающим, часто совершенно негативное.  В результате этого ребенок невольно оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость, ощутить собственное существование.  В этих случаях единственной формой самоутверждения является сама победа.  Побежденный более сильной волей другого лица или необходимостью, ребенок болезненно переживает умаление своего существа». 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум