Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Субъектный подход в психологии развития

Системно-структурный и процессуально-динамический подходы основной упор делают на специальном конструировании объекта познания.  Как правило, такой объект выделяется с точки зрения его формальных характеристик — как целостный, многоуровневый, полидетерминированный, изменяющийся при определенных обстоятельствах.  Подобные определения в науке являются общими для многих естественных объектов — природы, общества, человека.  Но объект психологии особый, и его специфика должна быть отражена как в способах его определения, так и методах познания.

Деятельностный подход акцентирует главное внимание на самой деятельности.  Мы уже отмечали, что деятельностный подход не отвечает на вопрос: «Что есть объект развития?» В то же время в этом подходе не представлен субъект деятельности.  С. Д. Смирнов отмечает, что деятельностный подход исходит из примата деятельности перед ее субъектом и обнаруживает тем самым свою принципиальную ограниченность.  Например, «само определение творчества как создания чего-то принципиально нового, как индивидуального вклада в культуру, предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта».

Особенность объекта психологии, не выявляемая в общенаучных подходах, — совпадение объекта и субъекта познания.  В психологическом познании субъект и объект исследования даны одновременно, они едины.  В психологическом познании объект есть одновременно и субъект.  Системный, процессуально-динамический, деятельностный и другие объектные подходы к человеку всегда будут ограниченными, так как не включают в познавательные средства активность самого субъекта.  Поэтому для психологии развития актуальным является разработка особого общенаучного подхода — субъектного.  Субъектный подход настаивает на равноправности субъекта и объекта познания — исследование есть форма диалога двух суверенных субъектов.  Для антропологической парадигмы данное положение имеет принципиальное значение ввиду того, что в качестве объекта развития, а следовательно познания, здесь понимается диалогическая событийная общность.

Основы субъектного подхода в психологии были заложены С. Л. Рубинштейном.  Еще в 20-е гг.  он подверг критике философско-методологические утверждения, согласно которым содержание знания либо объективно — и тогда оно существует вне познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно.  Но в действительности знание не возникает помимо познавательной активности, и это обстоятельство не лишает его объективности.  Вся психика и познание человека — субъективны.  Теоретическое понятие есть и конструкция мысли, и отражение бытия.  Психическое объективно существует как субъективное. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум