Психология развития человека.
Объект и предмет изучения в психологии развития
Оформление определенной совокупности знаний об окружающем мире в качестве самостоятельной научной дисциплины в своем исходном пункте опирается на представление о специфическом предмете исследования. Содержание понятия «предмет» четко выявляется при сопоставлении его с понятием «объект». В философско-методологической традиции объект рассматривается прежде всего в познавательном отношении и противопоставляется субъекту познания. Субъект познания не находит объект изучения в готовом ни де, так как тот не существует в качестве натуральной конкретной вещи. Субъект выделяет его из бытия, из реального мира и полагает перед собой как собственно объект изучении, существующий сам по себе — независимо от воли и сознания субъекта. Это первая и главная процедура в познавательной деятельности, и только с этого момента возможно получение рационального знания о сущностных свойствах некоей объективной реальности.
Чтобы субъект стал относиться к объекту познавательно, последний должен быть дан ему как несовпадающий с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального изучения жизни. Человек должен также отличить себя познающего от реальности познания. Например, каждый человек является носителем собственного внутреннего мира, он дан ему в своей непосредственности. Но чтобы сделать его объектом изучения, человек должен осознать этот мир, посмотреть на него со стороны, одуматься о его устройстве, процессах, функциях, соотнести их друг с другом, т. е. исследовать его.
В исследовании необходимо различать эмпирический и теистический объекты познания. С исследовательской точки зрении эмпирический объект — это также область существования множества практических проблем, которые необходимо решить. Однако, чтобы это стало возможным, необходимо выявить сущность самой этой реальности. И с этой целью развитые науки строят, как правило, особые — теоретические объекты, идеальные конструкции ИЛИ модели изучаемой реальности. Именно теоретическая модель се экспериментальное изучение позволяет выявить сущностные характеристики этой реальности, закономерности ее функционирования и развития.