Метафизическое сумасшествие. Глава 5. Из философских заметок Дитриха.
Так рассуждали двое братьев каждый о своем. Меж тем настало время Сеющего - время возделывать землю и сеять новые травы. И работал он, науськанный корыстной мыслью, в предвкушении того, что скоро осуществится его желание и сам станет он сеять и собирать. А брат его размышлял и ухмылялся над ним.
Так проходили многие дни. На поляне было посажено этим человеком с двумя именами дерево. Ростки его показались рано, и в скором времени сделался из них длинный тоненький стебелек. Ни травой, ни кустарником, ни деревом не было то, что вскоре возвышалось над землей. Длинный ствол без единой веточки уходил высоко вверх, а наверху зеленела густая крона. Ни Сеющий, ни Собирающий не могли понять, что это была за диковина, ибо видели ее впервые и удивлялись круглым большим плодам его. Изо дня в день приходил то один брат, то другой к таинственному дереву и говорил: «скоро время настанет и стану я единственным правителем, хозяином всего человека, всей души его и сам буду решать, когда сеять, а когда собирать». Но вот спустя несколько дней, рано поутру пришел к дереву Собирающий и молвил: «Пришло то время, когда получу я свою награду. Сполна буду я вознагражден!» Но слишком высоко висели плоды на дереве, и одному ему было никак не под силу достать их. Нужно было дожидаться времени, когда плоды созреют и упадут на землю, или просить помощи у брата. Так решил Собирающий, что должен срубить дерево.
Долго раздавался стук острого предмета по дереву, пока разрушал человек с двумя именами то, что было им создано. И вот затрещало растение, зашаталось и, наконец, повалилось на землю, придавив своим стволом человека. И так думал умирающий: «мысль моя теперь едина и она о том, что совершил я ошибку, пожелав вознаградить себя ранее срока. Ошибка моя в том, что поддался словам корыстной мысли и захотел стать сам себе хозяином». О том думал он, что только в согласии его чувств, в единстве его заключена жизнь и сила. О том, что напрасными теперь стали его деяния, и сам он погубил себя.
И так погиб человек с двумя именами, не оставив после себя ничего, кроме обломков собственной жизни. Ибо каждый из нас имеет право и возможность построить из собственного существования жизнь – такую, какую пожелает, и будет он вознагражден за свои добродетели своевременно, и по одному только легкомыслию, следуя одной дурной мысли, может он продать самого себя и свои труды – все то, ради чего создавал собственную жизнь.
О страхе перед смертью.
Множество философских, научных и откровенно фантасмагорических теорий, говорящих о смысле жизни и смерти, имели под собой основу религии и анатомии, что делало их зависимыми от догмы и эмпирии. Все вопросы сводились к старанию дать четкое определение жизни и смерти. В самом деле, первый вопрос, который может прийти на ум будет собственно о том, где же проходят границы того, о чем идет речь. Где же кончается жизнь и начинается смерть, где бытие переходит в небытие, и нужно ли такое разделение, по сути.
Не следует, дорогие друзья, уходить в сферу поиска смысла жизни хотя бы потому, что рано или поздно любая жизнь заканчивается, и этот то переход в новое состояние можно определить как смерть. Смерть как мгновение. Смерть как миг и далее – существование в новом качестве – в качестве духа. И существование, если понимать под смертью «жизнь после жизни», в этой смерти есть. Парадокс! Учтем переход бытия в небытие и получим, что существование должно выйти за пределы бытия и проникнуть в небытие, иными словами оно должно стать основой бытия и небытия – его субстанцией. Таким образом, существование неделимо по своей сути и по своему качеству.
Что же тогда из себя представляет страх смерти? С одной стороны это – страх умирания или смерти в понимании ее, как мгновения, а с другой стороны – страх отсутствия взаимодействия со своей материей, после перехода в новую форму существования исключительно как духа. В последнем случае оправдывается страх потерять все то, что сопровождает материю на ее жизненном пути. При этом же теряется для многих и сам стимул к жизни. Само отношение человека, связанное с неким, вероятно, врожденным желанием к жизни, обусловившим возможность материального и духовного бытия, приводит к такому же естественному страху к смерти. Земные блага обуславливают саму важность и необходимость жизни, иначе она могла бы быть изничтожена. Если исключить эти блага, останется боязнь неизвестности в смерти. Также, на страх смерти может влиять «механизм по сущности» человека, всеми силами поддерживающего свою жизнь. В этом случае страх смерти может не быть осознан. Религиозные же предрассудки дают надежду опять на… жизнь.
О правде и стыде.
Опровергая свои собственные теории, мы с одной стороны, углубляем наше познание проблемы и самих себя, а с другой выставляем на людское осмеяние наши прежние, казалось незыблемые или истинные убеждения, которые к тому же вредны еще и тем, что ставят нас в неловкое положение. Так близко стоят правда и стыд.
О «перешагивании себя».
Что есть «я»? Что если разделить «я» на «я физическое» и «я духовное»? Последнее же условно разделим на «я» и «не-я». Личность - качество «собственно я», то есть «я» исходного. Если личность - это «я», постоянно выходящее за границы самого себя, то личность бесконечна (со своим «не – я»). Вопрос: как можно перешагнуть через то, что неограниченно, бесконечно. Таким образом, возможно, следует предположить, что личность сама по себе бесконечная характеристика «собственно я». Вопрос: Как можно становиться личностью и терять облик личности? Личность, следовательно, может быть бесконечной, если не отождествляется с «собственно я» настолько, чтобы быть синонимом. Бесконечность личности не может быть безотносительной, находясь в целости «собственно я». Ибо утрачивание личностных качеств являет собой подтверждение следующего предположения о наличии неких границ, либо «переходных точек» в этапах формирования человека («я»), как личности. На которых цепочка ее (личности) разрывается, и мы уже не в силах говорить о личности, подразумевая «собственно я».
О самолюбии.
Если достигнутое тобой существует ради твоего самолюбия и тщеславия, но не ради бескорыстного служения, то справедливо было бы считать, что если для людей ты – Бог, то для Бога почти что не человек.
Об идеальной женщине.
Идеальна та женщина, которая знает, что она – женщина и понимает необходимость следовать своей сущности. Такую женщину легко приручить, ибо она напрочь лишена желания сопротивляться тому, кто вместе с ней увидел ее сущность.
Об отличии правды от истины.
Правда доступна каждому, истина непознанна.
О своей дороге.
Идти своей дорогой, означает не только иметь возможность выбора, но и право на него.
О парадоксе системности.
* Имеется в виду философия, изучающаяся как дополнительный предмет в учебных заведениях (от авт.)