Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Метафизическое сумасшествие. Глава 4. Дилемма.

                                                             16

Немного позже, в этот же день, когда Эль ушла, а Дитрих не ожидал чьего-либо визита, дверь открылась, как обычно, скрипнув два раза петлями, и на пороге появился Фитцель. Дитрих вздрогнул и обернулся. Они обменялись приветствиями.

Настало время, мой друг, - сразу же произнес вошедший гость, любимым занятием которого было говорить загадками. - Я вижу, что происходит. Но, согласись, не каждую книгу можно прочесть, поэтому я довольствуюсь лишь медом жалкого предположения.

  

О чем вы? – спросил Дитрих, явно не понимая, что хочет сказать Фитцель.

Я знаю, что сейчас напугал не только Дитриха, который стоит передо мной, и еще не знаю, с чем только что столкнулся. Знаешь, за что я виню своего отца?

Дитрих непонимающе смотрел на отца Акселя, не ожидая слышать от него таких слов.

 

Да, да. Он не приучал меня к смирению, и вкусить плод богословия мне пришлось довольно поздно, как ты знаешь. Спустя почти четверть века я смог наслаждаться сей благодатью. Мне жаль упущенные годы.

Отец Аксель, вы несправедливы к себе, - отозвался Дитрих, чувствуя возникший интерес к их так не вовремя начавшейся беседе.

Нет, Дитрих, тебе еще стоит научиться отличать благую строгость от деспотизма. Сейчас, говоря это, ты жалеешь меня и вместе с тем упрочняешь свою уверенность в том, что ты многого достиг. Так ли это? В душе же ты считаешь, что я завышаю планку настолько, что сам становлюсь не в состоянии дотянуться до нее. Вспомни, сколько раз, будучи ребенком, ты видел препятствия, когда столь многое казалось тебе невыполнимым, и ты восхищался умением и силой своих родителей, что требовали от тебя старания и стремления, что обучали тебя своему мастерству. Или вспомни, как давно, когда судьба только свела нас вместе, ты говорил мне о том, с каким восхищением ты читал труды великих богословов. Я видел в твоих глазах это восхищение. На минуты ты сам становился ближе к ним, ибо опускал глаза и смиренно погружался в чтение книг, успокаивая и хороня глубоко в душу свою гордость.  Помнишь, Дитрих, какое было чудесное время, когда я только начинал обучать тебя тому, чем ты уже владел, но долгое время отказывался видеть. По своей ли воле? Одному Богу известно, и одному тебе теперь подвластна твоя жизнь. Стань для себя наставником, вместо меня, научись требовать от самого себя всегда немного больше, чем то, что по твоему мнению ты можешь сделать, и пусть это стремление станет смыслом твоей жизнь и пусть оно поведет тебя.

  

Отец Аксель внимательно посмотрел на Дитриха и добавил:

Так ты можешь объяснить мне, кто стоял, повернувшись ко мне спиной три минуты назад?

Дитриху хотелось рассказать этому человеку все то, что мешало ему спокойно спать по ночам и что стояло между ними, ибо он понимал, что, кивая Фитцелю, сам совершает обратное. Он знал, что научился лгать и понимал, что разочаровывает его. «Когда-то, - думал он, - я должен буду положить конец своей лжи». 

Пустое. Всего лишь предрассудки, - все, что смог ответить Дитрих. - Посмотрите на этот сосуд.

 

Он взял за горлышко стоящую в центре стола низенькую вазу из толстого синего стекла.

Она сейчас пуста и не содержит никакого смысла. Простая, непримечательная в своем одиночестве, я бы даже сказал, убожестве, ваза. Вы ее даже не заметили, неправда ли? – продолжил Дитрих немного громче.

Наивный школяр!

Меж тем отец Аксель искал какую-то книгу на полках книжного шкафа. Маленькое помещение канцелярии, расположенное на первом этаже здания, примыкавшего одной стеной к изгороди вокруг церкви, а другой – к стене богадельни, было забито книгами и бумагами. Часть из них – архивные документы, другая – церковная литература. Канцелярия служила одновременно библиотекой. Вокруг многочисленных полок громоздились книги, не нашедшие себе свободного места и теперь лежащие стопками на полу.

  

Твоя жизнь, Дитрих, - отозвался Фитцель, обращаясь к стоящему возле стола собеседнику. - Ты… Ты все еще обращаешь внимание на яркую обложку… Научись замечать то, что не замечают другие, но так, что бы они этого не видели. Эта ваза имеет довольно толстые стенки, но это не мешает ей обладать свойством прозрачности. На той ее стороне, что повернута к окну, есть руническая надпись, выполненная белой краской. Могу предположить, что ты приобрел эту безделушку два дня назад, поскольку тремя днями раньше, когда мы с тобой виделись, ее еще не было, а вчера та лавка под названием «Die Altertümer*», где ты, скорее всего ее и купил, была закрыта. Ты, должно быть, знаешь, что мой путь лежит именно по той дороге, где стоит лавка. Погоди-ка…

Он скосил глаза в сторону, стараясь разглядеть название книги, которую пытался извлечь из дальнего ряда.

Дитриху ровным счетом нечего было сказать, и он решил перевести разговор на другую тему.

Что вы ищите? – спросил он.

Ничего определенного, Дитрих. – ответил Фитцель. - А где же тот цветочек, что украшает твою одинокую вазу?

Дитрих оставил вопрос без ответа.

Аксель часто приходил к нему за книгами. Нередко он критиковал его за избыток лености, говоря, что для истинного искателя хорошим качеством является неутомимость в стремлении. Дитрих же знал, что его стремление не может быть фикцией, но в богословии он всегда будет только тенью Фитцеля. Эта мысль точила его ум, и он предавался философии.

Тогда можно вас попросить об одном одолжении? – сказал Дитрих.

Прошу тебя, говори.

Не могли бы вы дать мне почитать томик сочинений Ансельма Кентерберийского**? Я бы очень хотел поближе ознакомиться с его трудами, если вы не возражаете, - сказал Дитрих.

Отчего же я стану возражать? Конечно, я принесу его тебе.

Благодарю вас, Ваше благословение. Когда вам будет угодно. Я не тороплюсь.

Дитрих, - медленно произнес Фитцель. – Я подумал… Ты все же боишься, что чего-то не успеешь. Что-то заставляет тебя торопить время, а нечто другое молит о том, что бы часы тянулись днями, дни годами, а года вечностью.

Да, Вы правы, отец Аксель, я боюсь потерять однажды то, что имею. Даже свой рассудок.

  

Дитрих помедлил и продолжал:

Я уже сейчас оплакиваю то, что происходило со мной вчера, ибо это было прекрасно и это не вернется. Оно утекает, как песок сквозь твои пальцы. Сознание неизбежности не спасает меня от страха, святой отец.

Дитрих, ты – философ. И тебе больно оттого, что даже твоя философия не в силах спасти тебя, остановить время.

Дитрих кивнул. Так они разговаривали еще около получаса, а потом Фитцель ушел, дабы попасть в церковь к вечернему богослужению, а Дитрих остался в канцелярии – ему нужно было перевести с латинского на немецкий еще тринадцать страниц текста. Вместо этого он предался воспоминаниям, а потом стал быстро записывать что-то в свою тетрадь, где хранились его мысли, вверенные бумаге.



* Древности (нем.)

* *   Итальянский теолог и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, знаменитый проверкой доказательств существования Бога

                         

                                                        в начало  <<<  16 >>>

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум