Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Новая деонтология. Глава 4. Предвосхищающий философа

искать что-то, метаться между стремлениями своей души, совсем уж никчемной добродетели и сильнейшей убежденностью в собственной правоте.

«Нет уж больше таких великих, да никогда и не было. Что там великие! Если сам ум человеческий поврежден, нездоров – даже лучшие суть пепел и тлен, и идеи их не стоят пустоты».

-          Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты*, - тихо говорил он, бегая глазами по строчкам Ветхого Завета, а потом отводил взгляд и добавлял. – Великий… Человек… Ничтожество. Человек умер однажды**.

Искрящаяся прозрачная стена поблескивала за окном, завеса, образованная по воле снега и дождя.

-          Иди и слушай то, что скажешь, - скомандовал Голос, и слабое дуновение подтолкнуло Дитриха вперед.

Он вышел на улицу, не удосужившись надеть шляпу, и пошел, казалось, бесцельно, но на самом деле руководимый внутренней уверенностью, которую вселил в него бессменный поводырь. «Человек, искупленный, не захотел принять жизнь»

Да он же защищал Элеонору! Защищал из любви и сострадания к человеческой немощи! Убиенные не попадают в ад! И она была достойна бытия, лишенного боли. Из любви он извлек ее из гнетущего мира порока и смерти. Он воняет смертью – этот мир! Разве же нет? Акерманн сам оказался в ловушке, в клетке с несколькими рядами прутьев, центр ее – отчуждение, решетки – сумасшествие (грех – нет, ибо общество греховно), понятия… Последние окружали его, придавливали к земле. И еще много лет назад, когда понятия занесли над головой Дитриха свою руку, он мог бы предвидеть их окончательное торжество, предстоящую победу. Звериные нормы, обычаи – следы тупоумных. Ах, разве с ними, с такими, можно говорить о сострадании?!

Он оказался на перекрестке – это не та площадь, что рисовалась в его воображении часом раньше. Да и как возможно? Площади никакой нет поблизости. Одежда Акерманна промокла, волосы свисали на глаза. Вот какой-то убогий физический калека кидает перед ним монету и, улыбаясь беззубым ртом, смотрит ему в лицо.

-          Слушай то, что скажешь, - повторил Голос, а Дитрих молча умилялся его заботливости.

Остановившись, не поднимая глаз от земли, на которой стоял («О, это ужас, ступать по ней!»), он чувствовал, как нападает на него панический страх. Общество, люди – понятия смешались в его голове, и он ощущал себя человеком, стоящим на пустыре. Как когда-то давно, декламируя стих, тело его трясла дрожь, а сам он искал глазами укромное местечко. Чаяния смешны и наивны, ибо в действительности он находился на перекрестке под проливным дождем, стоял и тупо пялился себе под ноги. Мимо пробегали люди, укрывшиеся зонтами, окликали его, кто-то смеялся, будто понимая, что смеется в последний раз, другой остановился и крикнул:

-          Эй, сумасшедший!

Он стоял, а они глазели на него.

-          Кто-нибудь, – дрожа, прошептал в ответ Акерманн.

А Голос, выражая свое печальное разочарование, зная заранее все, только что произнесенное Дитрихом, проговорил:

-          Слушай же. Вот сущий повод для веселья! Безмятежной жизни жаждут рабы.

-          Меня никогда не спрашивали: «Дорогой Дитрих…»

-          Любишь еще себя-то – вот парадокс! – язвительно перебил тихий шепот Акерманна Голос.

-          «Дорогой Дитрих, ценил ли ты когда-нибудь простые вещи?» Я бы им ответил, что это в любом случае бесполезно – в смерти меня за эти мирские привязанности не осудят. Ну, поговорите же со мной…

-          Да, может тебе личную аудиенцию, да может еще у какого чиновника?! – смешливым тоном спросил паренек, заинтересовавшийся странным господином и крутившийся возле с тех пор, как, не задумываясь, окрестил того сумасшедшим.

Акерманн не отреагировал, сосредоточенный на ожидании ответа от Голоса, говорившего в его голове.

-          Где же все, Дитрих? Посмотри, никого нет, - услышал он.

-          А мне еще кто-то нужен?

-          Ты знаешь.

-          Нужен. Отец мой Небесный! – выйдя из ступора, умоляющим голосом позвал Акерманн.

-          Нет потребности в людях.

-          Они не спасают, не помогают… Мне бы хотелось любить их. Они беспомощны сами, ничего не могут! Аа-ах, как больно это слышать!..

-          Они больше не спасают, да?

Внимание Дитриха, наконец, привлек настойчивый парень, пытавшийся донять его своим смехом. Он повернулся к нему и, театрально заулыбавшись, проговорил:

-          Глупые люди думают, будто человек может быть зол на весь мир только по собственной вине, дескать, неудачник, видит вокруг одну скверну. А за что худшее-то любить, скверну эту? А я-то не злюсь, хотя порой и вынужден скрипеть зубами.

Не ожидавший такой бурной реакции, проходимец отшатнулся и, пробурчав что-то, пошел прочь.

Через полчаса Пауль, возвращавшийся от врача, встретил Акерманна, стоящего все это время на том же перекрестке, и изрядно удивился этому. Добравшись до дома, он оставил все попытки растолковать ему суть их предстоящей встречи с Рихардом и счел разумным подождать до следующего дня. 

 

***

 

-          Вы плохо разбираетесь в людях, если думаете, что я жил, как монах. Я жил двойной жизнью. Да, вам интересно? – не без эмоций проговорил Дитрих, одновременно жестом предлагая врачу расположиться на диване.

Рихард кивнул. Избавив друг друга от продолжительных прелюдий, оба собеседника быстро пришли к выводу, что без известной доли взаимного доверия невозможно помыслить толкового разговора. Господин Штернхаген приготовился выслушать длинную речь Акерманна.

Тогда слушайте. Как вам на вкус вот такое? Соскребать грязь со стен публичных домов, вылизывать пивные кружки в обществе убогих пропойц, не понимающих ни единого вашего слова; просыпаться до рассвета на лавке вонючего кабака, с грехом пополам приводить себя в благопристойное состояние и появляться с кипой бумаг перед приходским священником, возомнившим себя господином для таких, как я, студентов, шалопаев, развратников, общественных полукровок, старающихся оторвать от жизни свой кусок удовольствия! Ваша благородная кровушка наверняка презрительно


* Пс. 61, 10

**  подразумевается грехопадение

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум