Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Новая деонтология. Глава 4. Предвосхищающий философа

-          теперь он говорил так, словно знал – ничего поделать нельзя. – Пауль, Пауль…

-          Что с тобой? – Габен дотронулся до его головы, откидывая волосы.

Акерманн замолчал и закрыл глаза, ибо ему казалось, как что-то давит извне на мозг. Лицо его приняло страдальческое выражение, и он еле-еле выговорил:

-          Что же нужно? Пауль… это смерть. Как больно. Где, где…

Он попытался ухватиться за руку Габена, но тот отошел на два шага от кровати и произнес:

-          Ты сказал, что не нуждаешься во врачах. Я могу дать тебе опиум, но, думаю, это сейчас лишнее.

Потом он вновь подошел к нему и добавил нарочито ехидным голосом:

-          Не удивляйся. Ты правильно полагаешь, что Элеонора тебя не простит. Я тоже никогда бы не простил… Лежи спокойно. Сейчас я схожу за господином Штернхагеном – это лучший выход. Надеюсь, он согласится помочь – это будет быстрее, чем ехать за доктором Цвиллером. Я ухожу. Если хочешь, позову отца Акселя.

С этими словами Пауль вышел, всерьез рассчитывая воспользоваться услугами Рихарда. Вид Акерманна вопреки всем законам милосердия окончательно вывел Габена из себя. Удивляясь собственному раздражению и вместе с тем порицая эту бессердечность, он направился к дому Штернхагенов.

Рихард как врач, опираясь на личную практику, причислял себя к корифеям «старой» школы, если речь шла о психиатрии. Деятельность простого терапевта устраивала его мало, и в расцвете своей карьеры он решил попытать счастье, занявшись новой соответствующей наукой. Быстро, во многом благодаря обширным связям, добившись большого уважения среди коллег, Рихард встал в один ряд с видавшими виды светилами того времени, на практике предпочитая использовать такие проверенные средства, как «металлическую воду»* и опиум, одновременно игнорируя зачастую весьма благотворное влияние чисто психологических подходов. Компромиссов он не терпел и строго придерживался давно выработанной схемы воздействия на больного. Смешивать одну методику с другой господин Штернхаген считал довольно вредной для науки привычкой; для науки, которая ищет один определенный препарат от душевных недугов. Конечно, он никогда не высказывал этой мысли вслух, ясно понимая, что в таком случае его могут справедливо обвинить в эксплуатации пациентов и пренебрежении целями лечебного процесса. Ибо, занимаясь врачеванием, Рихард порой преследовал личные интересы, желая утвердить на вершине истины собственный метод. Было бы странным думать, будто на первое место в случае плодотворного поиска он ставил благополучие зависимых от него людей. Находились некоторые, очень часто неискушенные в медицинской науке, обвинявшие его в «профессиональной самовлюбленности», однако, сам эскулап заверял всех, что стремится не к сугубо индивидуальному триумфу, а всего лишь стоит на защите неприкосновенности старых добрых традиций. Тем более они не раз уже принимали удары со стороны прогрессивных исследователей. Исходя из этого, Рихарда можно было поставить в один ряд с безрассудными апологетами проверенного временем, но не оправдавшегося перед лицом действительности учения. Но на самом дне его мотивов, движущих сию защиту, лежала как раз боязнь оказаться списанным со счетов за ненадобностью: «старая» школа вымирала, вслед за последователями вымирали ее идеи, справедливо и безжалостно отвергавшиеся. И сам Рихард, всю жизнь следовавший им, учивший этому канону, мог бы признать собственные заблуждения, но никогда не согласился бы встать на сторону тех, кто разорял, нападал на теории его наставников, ибо при таком положении вещей начал бы копать землю, на которой стоял сам. Одно гнилое яблоко не губит дерева, но поврежденные корни пророчат ему скорую кончину. Штернхаген был одним из лучших среди единомышленников. Несмотря на то, что не гнушался мудрствованием и часто брал на вооружение чисто философские подходы, дабы оправдать своими измышлениями эмпирические неточности, врач не был философом и пренебрегал дотошным поиском истинных ответов, посему логика его никогда не смогла бы приспособиться к новым тенденциям, охватившим научный мир. Он не оставался бы уже лучшим, отстаивая чужие постулаты, а объедок с этого стола не хотел. И в своих пристрастиях к изжившему себя учению Рихард мог поспорить с весьма либерально настроенным отцом Акселем, в тоже время критикуя известную мысль Аристотеля**. Фитцель в большей мере был склонен помышлять о бескорыстном служении той же светской науке, приводя себе в оправдание именно эту позицию античного философа, тогда как врач не находил разумным добровольно отказываться от старых теорий и учителей, которые обеспечивали когда-то возможность существования его собственных суждений. Возможно, на ход мыслей Рихарда влияли не только описанные выше соображения, но и неприязнь к глубокому анализу той или иной проблемы, к умствованию о природе весьма отвлеченных, по сути, вещах и тем более он не раздумывал над критикой чьих-либо мнений, полагая, что прошлое уже оказало услугу настоящему и опровергать исторически значимые теории, когда-то принесшие свою пользу, значит спорить не с самой аксиомой, а с образом личности ее автора. Это в представлении врача имело название следствия субъективной неприязни. Фитцель же, напротив, любил делать дополнения к теориям философов, часто не соглашаясь с ними, и в некотором роде сие занятие скорее носило обличительный характер. Священник рассуждал так: «И хотя как говорит сам Аристотель в своей «Никомаховой этике», что «предпочтительно и должно – во всяком случае, ради спасения истины – отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Ведь хотя то и другое дорого, долг благочестия – истину чтить выше»*** он не упоминает о гораздо более презренной привязанности, а именно той, которая за редким исключением пытается схорониться в потемках человеческого самолюбия. Он, несколько оторванный, как и подобает античному автору, от проблематики индивидуализма, не упоминает о необходимости изобличения таких философов, которые не готовы отказаться в угоду истины от сугубо личных позиций». Рихард, услышав эти домыслы от Фитцеля, уловил намек на свою персону и еще более уверился в правильности собственных позиций: «Пусть нападают, пусть клянут. Твердая почва важнее призрачных идей». Вот она ирония противодействия!

Пауль вошел в дом Штернхагенов печальный и задумчивый, казалось даже немного смущенный, взяв на себя ответственность за действия помешанного Акерманна, понимая, что выглядит глупо.

Рихард встретил его, усадил за стол напротив себя и приготовился выслушать – он не любил тянуть время понапрасну.



* лечебное средство, механизм действия коего основывался на так называемой передаче свойств металлов человеческому духу: раскаленный металлический брусок опускали в воду, которую потом применяли в терапии.

** имеется в виду высказывание философа «Платон мне друг, но истина дороже»

** *Аристотель. «Никомахова этика» (Книга Первая (А) 4)

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум