Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Новая деонтология. Глава 3. Инсценировка разумности

-          получить действительно непредвзятые ответы, станешь ли обращаться к священнику? Об этом мне приятнее услышать из ваших уст.

-          Вы хотите знать мое мнение? Я не апологет религии, но кое-какие мысли на сей счет у меня есть.

-          Мне довелось беседовать с одним человеком, который утверждал, что христиане боятся за свою идеологию. Я возразил ему. Кто сказал, будто христианство боится, а вследствие этого ненавидит своих врагов, чтобы желать их полного истребления?

-          История якобы говорит об этом, - предположил Рихард. – Он приводил этот аргумент?

-          Оставим сей спор историкам.

-          Да, я, господин Габен, привык сомневаться более, нежели верить истории – ее тоже написали люди.

-          Разве не возбуждают в нас естественного желания опровергать всякие заблуждения те теории, соседство с которыми для какого-нибудь гордого, по-хорошему гордого, христианина нестерпимо? Но это не оправдывает домыслов, будто монополизация в сфере «услуг по спасению душ», отказ от динамической борьбы, неподвижное состояние – самое худшее и губительное для той или иной теории?

-          Думаю, для какой-то идеи – да, но Истина не нуждается в диалектике.

-          Что бы сказал на это материалист? – не унимался Пауль.

-          Все, говорящие против, сильны не «трезвостью ума», как сами думают, а упрямством в неверии, в нелогичном слепом противлении Истине. Таково мое мнение.

-          Эти слова должны вызвать у них бурную ответную реакцию. Вы не боитесь навлечь на себя недовольство?

-          Да, если только по своей гордости они рискнут с нами связаться. Пускай, если посмеют.

-          Вижу, господин Штернхаген, наши с вами суждения совпадают.

-          Ich bin so frei*, - Рихард закурил, смотря себе под ноги, будто размышляя, а потом после небольшой паузы проговорил: - В конце концов, они действительно претендуют на мнение, будто трезво мыслят.

-          Даже когда отвергают принципиальную необходимость христианских добродетелей для человека.

-          Несомненно. Но отвержение добродетели такой, которая понимается под этим словом христианином, есть именно слабость воли, ибо тот человек не в состоянии найти в себе силы, чтобы отказаться от противоречащих ей теорий – они делают его жизнь проще. Такой добродетели противостоит «нравственная анархия», а она суть конвульсивная попытка оправдать свой страх – страх оказаться разоблаченными в своих мелочных инстинктах. Анархия оправдывает методы, отнюдь не замешанные на нравственности, сродные грубой жестокости и цинизму, тогда как последние-то и есть бессилие.

-          То же самое можно сказать о тех, кто вообще отвергает понятие «религия».

-          Сознание отвергающих саму теорию религии находится под властью далеко не реализма, за который они лихорадочно цепляются, который ценят превыше всего, ибо с его помощью им легко удается сделать критику религии продуктивной. Их сознание находится не под влиянием духа реализма, хотя они претендуют на него и называют его истиной, а под влиянием заблуждения, конечно. Этот человек, возможно, мнит религию как заразу общества, как иллюзию и величайшее заблуждение, что внушает ее последователям представление о мире, далекое от действительности.

-          Почему же его не устраивает Истина, как Причина безусловных ценностей? Потому ли, что у него иные ценности? – спросил Пауль.

-          В основе этого отрицания лежит страх. Скептики спросят: верно ли то, что от него надо избавляться, избавляться от греха?

-          Нам бы нужно поискать против них новое оружие, способное провалить все их возражения, выявить их несостоятельность и глупость, если под глупостью понимать смутное желание уклониться от Истины. Ведь тому, кто отказывается верить словам «Я есть Сущий»**  бесполезно говорить о сугубо христианских логических посылках, определяющих нравственную окраску стремления к естественным для сей религии благам.

-          Не уклоняясь от разговора, могу сказать лишь, что мне жаль этих «глупцов», ибо они по доброй воле лишают себя неизреченного блага. Согласитесь, господин Габен, что печальное зрелище представляет собой какой-нибудь антихристианский философ-атеист. Я с завистью думаю о его уме и таланте, если помышляю об этих дарах Божьих с точки зрения просвещенного христианина. Сколько прекрасных трудов в обличение неверных мог бы он написать, сколько слов направил бы он против таких же заблуждающихся! Но этот мыслитель – один из них, и я могу лишь сокрушенно покачать головой. Интеллектуально гармоничная личность, отделившая свое бытие от веры, вызывает в моей душе горечь и сожаление. Гении не должны страдать от собственного упрямства.

За окнами гудел ветер, напоминая собравшимся о малых ценностях, таких как уютная атмосфера гостиной, горячее кофе, яркий свет множества свечей, горевших по периметру комнаты. Когда оба спорщика, занимавших себя болтовней об идеалах Просвещения, вышли на улицу, Дитрих, пользуясь их отсутствием, решил поддержать Иветту – сегодня ее идеи не пользовались особой популярностью, однако, женщина предпочла сразу же поменять тему разговора:

-          Я знала одного писателя, - начала она, - который бросил творчество, полагая, что люди по своему высокомерию не способны достойно оценить все его литературные заслуги. Вы думаете, такое может быть, что человек оставляет из-за гордости собственное призвание?

-          Раз вы его знали, значит, может быть.

-          Это верно, - улыбнулась Иветта, поняв, что спросила глупость, - но я имею в виду немного другое. Может ли гордость побороть стремление к реализации своих интеллектуальных притязаний? Ведь они тоже порой зиждутся на тщеславии.

-          Я думаю, - отозвалась Ангелика, занятая разговором с Фитцелем, - он отказался печататься тоже по гордости, ибо в противном случае ей был бы нанесен еще больший удар. Ваш знакомый не смог бы смириться с тем, что люди не понимают его творений должным образом, то есть с таким благоговением, коего он изначально ожидал.

Иветта кивнула, почувствовав, что разговор зашел в тупик. Она извинилась, встала из-за стола и направилась к выходу.

-          Французские пасквили вызывают у меня судороги. Надо быть глупцом, чтобы восхищаться ими, - слышался голос Рихарда, стоявшего с Паулем под окнами.

Когда они вошли в дом, госпожа Штернхаген, надев шляпу и накидку, поменялась с ними местами. На улице опять шел снег, но ветер немного стих.



* с вашего позволения (нем.)

**  Исх. 3, 14

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум