Форум психологической помощи, психологический форум
http://www.psystatus.ru/forum/

Девиантология: о преступности, наркотизме и пр.«отклонениях»
http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=77&t=7883
Страница 1 из 1

Автор:  Александр Григорьевич [ 30 май 2016, 01:44 ]
Заголовок сообщения:  Девиантология: о преступности, наркотизме и пр.«отклонениях»

Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений», автор Я. Гилинский

:? В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии–социологии девиантности и социального контроля. Подробно рассматриваются основные формы девиантности: преступность, коррупция, терроризм, наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийства, проституция, сексуальные отклонения, социальное творчество и др., а также теория и основные направления социального контроля над девиантностью. Широко использована отечественная и зарубежная литература.

Книга рассчитана на специалистов – юристов, социологов, политологов, психологов, а также широкую читательскую аудиторию. Может быть использована в качестве учебного пособия по курсу «Социология девиантности и социального контроля», а также при изучении криминологии, общей социологии, политологии, психологии.

Содержание:

Часть I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ - 3 стр. (и далее под цифрами по тексту подразумевается страница его размещения)

Глава 1. Социология девиантности и социального контроля (девиантология):
предмет, основные понятия, место в системе наук
- 3

§ 1. Первое знакомство с предметом - 3
§ 2. Основные понятия девиантологии - 5
§ 3. Девиантология: понятие, предмет, место в системе наук - 12

Глава 2. Методология и методика - 14

§ 1. Методология научного познания - 14
§ 2. О методах эмпирических исследований в девиантологии - 17

Глава 3. Некоторые закономерности девиантных проявлений - 20

Часть II. ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕВИАНТНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 23

Глава 4. История девиантологической мысли 24

§ 1. Зарождение девиантологических идей 24
§ 2. Классическая школа уголовного права и криминологии 26
§ 3. Позитивизм в философии, науке, социологии 28
Биологическое(антропологическое) направление 28
Психологическое направление 30
Социологическое направление 33

§ 4. Современные девиантологические теории. Постмодернизм 46

Глава 5. История социологии девиантности в России 57

§ 1. Социологические исследования отдельных проявлений девиантного поведения 57
§ 2. Становление отечественной социологии девиантности и социального контроля
(девиантологии) как специальной социологической теории 73
§ 3. Возможные перспективы 77

Глава 6. Генезис девиантности 77

§ 1. Общие основания объяснения девиантности 78
§ 2. Место индивида в обществе – «трамплин» к девиантному поведению 82
§ 3. Механизм индивидуального девиантного поведения 87

Часть III. НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ДЕВИАНТНОСТИ 90

Глава 7. Преступность 91

§ 1. Понятие преступности 91
§ 2. Основные характеристики (показатели) преступности 95
§ 3. Латентная преступность 98
§ 4. Состояние преступности в современном мире 100
Основные мировые тенденции преступности 100
Состояние преступности в России 104
§ 5. Организованная преступность 113
Глава 8. Терроризм: понятие, угрозы, перспективы 120

Глава 9. Коррупция 123

§ 1. Понятие коррупции 123
§ 2. История коррупции в России 126
§ 3. Коррупция в современной России 127
§ 4. Стратегия противодействия коррупции 132

Глава 10. Наркотизм 133

§ 1. Основные понятия 133
§ 2. Коротко о наркотиках 135
§ 3. Состояние наркотизма 136
Ситуация в мире 136
Наркотизм в России 138
§ 4. Социально-демографический состав потребителей наркотиков и
наркозависимых 140
§ 5. Об этиологии наркотизма и антинаркотической политике 142

Глава 11. Пьянство и алкоголизм 144

§ 1. Основные понятия 144
§ 2. Состояние алкопотребления 145
Ситуация в мире 145
Потребление алкоголя в России и его последствия 147
§ 3. Социально-демографический состав лиц, имеющих проблемы в связи с
алкоголем 150
§ 4. Антиалкогольная политика 151

Глава 12. Самоубийства 153

§ 1. Основные понятия и характеристики 153
§ 2. Самоубийство как социальное явление 156
§ 3. Право на смерть 159
§ 4. Проблема генезиса суицидального поведения 160
§ 5. Некоторые мировые и российские тенденции и закономерности суицидального
поведения 163
Краткий очерк мировой истории самоубийств 163
Самоубийства в России за два столетия (XIX-XX вв.) 167
§ 6. Социально-демографический состав суицидентов 171
§ 7. Обстоятельства совершения самоубийства 177
§ 8. Самоубийство в системе индикаторов социального
благополучия/неблагополучия 178

Глава 13. «Отклонения» в сфере сексуального поведения 180
§ 1. Общая характеристика 180
§ 2. Проституция 182
§ 3. Гомосексуализм 187

Глава 14. Иные виды девиантности 190

§ 1. Правонарушения 190
§ 2. Нарушение иных, кроме правовых, социальных норм 191
§ 3. Отклонения в здоровье и психике 193

Глава 15. Позитивные девиации 194

§ 1. Постановка вопроса 194
§ 2. Социология творчества как социология позитивных девиаций 199

Часть IV. Социальный контроль над девиантностью 200

Глава 16. Понятие социального контроля 200

Глава 17. Социальные практики 207

§ 1. «Кризис наказания» 208
§ 2. Выход из кризиса 215

Глава 18. Профилактика девиантных проявлений 222

§ 1. Основные понятия 222
§ 2. Практика профилактики негативных девиантных проявлений в современном
мире 224
§ 3. Развитие социального творчества 227

Заключение 228

Использованная литература 229
Рекомендованная литература 250

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

В этой части мы постараемся раскрыть теоретические основы социологии девиантности и социального контроля (девиантологии) как отрасли социологических знаний. Наша задача осложняется тем, что девиантология – весьма юная особа, и не всеми в научном мире воспринимается как вполне зрелое и самостоятельное существо.

Мы остановимся на основных методологических предпосылках изучения девиантности и методах эмпирических исследований девиантных проявлений. Наконец, в этой части будут продемонстрированы некоторые закономерности девиантного поведения, выявленные в результате отечественных исследований.

Глава 1. Социология девиантности и социального контроля (девиантология):
предмет, основные понятия, место в системе наук


Каждое высказанное мною суждение надо понимать не как утверждение, а как вопрос.
Н. Бор

§ 1. Первое знакомство с предметом

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

Время от времени создавались пособия и методики, помогающие выявлять, распознавать их, дабы своевременно уничтожить или изолировать во спасение здоровых членов общества – нас. Так, в 1487 г. доминиканцы Г. Инститорис и Я. Шпренгер создали печально знаменитый трактат «Молот ведьм» (лат. Malleus Maleficarum) – своеобразное пособие по охоте за ведьмами и уничтожению несчастных.

А вот рекомендации прогрессивного для своего времени «Саксонского зерцала» (XIII в.):

«Вора надо повесить... Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг*, или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных поджигателей, или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных целях, – их всех следует колесовать... Кто убьет кого-нибудь, или (незаконно) возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет... или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову... Христианина – мужчину или женщину, – если он
еретик, и того кто имеет дело с волшебством или с отравлениями... следует подвергнуть сожжению на костре»**.

* Выпрягут и украдут лошадей или волов из плуга.
** Саксонское зерцало. М., 1985. С. 54-55.

В XIX в. вышла книга Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876), давшая обобщенный портрет преступника (сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей...), а также портреты различных типов преступников – убийцы, насильника, вора, поджигателя и прочих.

Оставалось только «опознать» их и – принять меры...

Постепенно закрадывавшееся сомнение в эффективности наказания, репрессии привело к мысли о приоритетах превенции, предупреждения преступности и иных проявлений девиантности*. Идея профилактики нежелательных для общества явлений была значительным шагом вперед по сравнению с концепциями мести, воздаяния, подавления. Однако, во-первых, провозглашенный примат профилактики отнюдь не исключал репрессий и зачастую очень жестоких. Во-вторых, благие идеи превенции оставались практически не реализованными или слабо реализованными. И что самое главное: с первых шагов человечества и до сегодняшнего дня люди весьма негативно реагируют на всех, кто «не такой, как все», не такой, как «мы», так что в темницу, на виселицу или костер могли угодить не только Джек-потрошитель
и Ванька-Каин, но и Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Достоевский...

* Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 231.

Известный российский криминолог А. М. Яковлев пишет: «Идея качественного, существенного отличия преступника от остальных людей, персонификация зла, меняя
свое обличье, остается одной из самых устойчивых социально-психологических категорий»*. Этот далеко не безобидный социально-психологический феномен берет начало от фундаментального исторически сложившегося противопоставления «мы» и «они»**. «Они» – это все, кто не «мы», это – «чужие», а следовательно, подозрительные, таящие угрозу. Так, младенец может заплакать, увидев чужого (не «своего»). Ребенок, видя на экране телевизора сражающихся, интересуется: «Это – наши или... (фашисты, немцы, белые...)?». В годы советской власти тоталитарный режим пытался всех делить на «нас» и «буржуев», «нас» и «врагов народа», на
«советский народ» и «чуждых советскому народу»... Отсюда же поиск «козлов отпущения», виновных в голоде и чуме, недороде и засухе, войне и поражении.

«Козлом отпущения» могут стать мужчины для женщин (и наоборот), молодые для пожилых (и наоборот), «инородцы» или «лимитчики» для коренного населения, «лица кавказской национальности» (хотя таковой в природе не существует), наркоманы, цензура, гомосексуалисты для морализирующих обывателей и главарей тоталитарных режимов, «сионисты» и «неверные» (последние для мусульман), «убийцы в белых халатах» и т. д., и т. п., и несть им числа. «Козел отпущения» позволяет «все социальные беды, несчастья и просчеты, конфликты и противоречия общества... объяснить моральными пороками, злой волей определенной категории людей. Козел отпущения меняет свое обличье, но его функция воспроизводится вновь»***. И мы вновь и вновь, ничему не научившись, ищем и ищем виновных... И еще: чем благополучнее общество, чем выше его респонсивность (А. Этциони) – способность удовлетворять потребности членов общества, тем меньше нужда в
«козле отпущения», тем терпимее граждане, тем меньше нежелательных отклонений.

* Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 27.
** См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. С. 78-84.
*** Яковлев А. М. Указ. соч. С. 36. См. также: Mellema G. Scapegoats // Criminal Justice Ethics. 2000. Vol. 19. N 1. P. 3-9.

Если раньше «им», «чужим» грозили кулаком, палкой, копьем, топором (в том числе палач), то сегодня угрожают не только тюрьмой и электрическим стулом, но и танками, авиацией, баллистическими ракетами, оружием массового поражения. И хотя сторонники расширения оснований уголовной ответственности, усиления репрессий, увеличения сроков лишения свободы, сохранения смертной казни, восстановления каторги, конечно же против войны (разве что «точечные удары» или «восстановление конституционного порядка»...) и исходят из самых благих намерений – «ликвидировать» преступность (или – проституцию, распространение и потребление наркотиков, сексуальные «извращения») – все же есть нечто общее у всех борцов с «ними», не такими как «мы»: уверенность в своей правоте, в знании «что такое хорошо, и что такое плохо» и прочная убежденность в возможности «простых решений» сложнейших социальных проблем – с помощью запрета, силы и репрессий.

Очень ценю строчки А. Галича:

Не бойся тюрьмы, не бойся сумы,
Не бойся мора и глада,
А бойся единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо»!


Проблемы социального «зла» всегда привлекали ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи – каждый с позиций своей науки изучали и оценивали различные нежелательные явления, «отклонения» – преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, самоубийства, проституцию, гомосексуализм и иные сексуальные «извращения» и т. п. При этом, однако, отсутствовал общий подход, позволяющий объяснить казалось бы различные феномены социального бытия как проявления некоторых общих его закономерностей.

Становление социологии как науки об обществе, его структуре и функционировании сопровождалось исследованием и негативных, нежелательных, нарушающих общественный порядок явлений. Их изучению отдали дань такие авторы, как: Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон.

Написаны тысячи томов (в основном – за рубежом), посвященных социальным девиациям, девиантности, девиантному поведению, но... до сих пор не совсем ясно, что же это такое. В этой книге будут подробно изложены наши взгляды на природу, содержание, генезис девиантности. Сейчас же в целях лучшего понимания дальнейшего материала попытаемся составить некоторое предварительное представление о рассматриваемом предмете...

Далее, читать в следующих вариантах: 1) онлайн-txt; 2) онлайн-PDF (с возможностью загрузки).

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/