Предыдущее посещение: Текущее время: 05 дек 2020, 05:46




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Теория блуждающего нерва, как помощь в преодолении травмы
СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 23:23 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 736
Откуда: Украина
Как теория блуждающего нерва может нам помочь в преодолении травмы?

Поливагальная теория была создана профессором психиатрии Стивеном Порджесом в 2014 году. Блуждающий нерв имеет две функционально разные ветви, которые вызывают эволюционно разные реакции на стресс. Более примитивная ветвь (симпатическая система) вызывает поведение на основе замирания (например, оцепенение, "притворись мертвым"), в то время как более развитая ветвь (парасимптатическая система) связана с социальным взаимодействием и самоуспокаивающим поведением. Стивен Порджес утверждает что симпатическая и парасимптатическая нервные системы работают не по принципу баланса, как это утверждалось ранее, а находятся в иерархических отношениях. Это значит, что мы оцениваем ситуацию как опасную или безопасную, благодаря участию работы блуждающего нерва, регулирующего работу всех наших внутренних органов, в регуляции эмоций и социального поведения, а также в саморегуляции эмоционального состояния, которые проявляются в частоте сердечных сокращений (ЧСС) и уровня кортизола в крови.

Три уровня цикла стресса.

Стивен Порджес предлагает рассматривать реакции безопасного социального взаимодействия, бей/беги и замирания в виде последовательной иерархической лестницы. Это означает, что нельзя выйти из состояния замирания в безопасное социальное взаимодействие, не ощутив энергию агрессии и не пройдя через через стадию бей/беги.

1. Безопасное социальное взаимодействие.

Вовлечены вентральная ветвь блуждающего нерва, черепные нервы.

Ощущения спокойствия, вовлеченности, связи с другими, стабильности, безопасности.

2. Бей/беги.

Вовлечены спинальная симпатическая ветвь и нервы конечностей.

Ощущения мобилизованости, бдительности, агрессии, избегания, стресс.

3. Замирание.

Вовлечены дорзальная ветвь блуждающего нерва и нервы пищеварительной системы.

Ощущения онемения, отчуждения, диссоциации, сложности концентрации, депрессия.

Цикл стресса.

Наше подсознательное восприятие опасности, также известное как нейроперцепция, заставляет нас спуститься на один уровень вниз, когда мы воспринимаем ситуацию как опасную. Когда угроза миновала, мы обычно способна вернуться на один уровень выше, отбросив необходимость выживания в травматичной ситуации.

Пример: Безопасное социальное взаимодействие => Бей/Беги => Замирание => Бей/Беги => Безопасное социальное взаимодействие.

Как в это вовлечены зеркальные нейроны?
Человек - социальное существо. Наша нервная система настроена на нервные системы других людей и мы способны считывать их состояние. Достаточно часто мы можем бессознательно копировать или подстраиваться под одно из трех состояний другого человека (безопасное социальное взаимодействие, бей/беги, замирание). В группах животных, когда один участник группы замечает опасность, то он оповещает всю всех членов, а они в свою очередь сонастраиваются на его состояние. Таким образом, в короткое время повышается бдительность группы, что увеличивает шансы на выживание всех ее участников. такие эмоции спокойствие, ощущение безопасности и благополучия также являются заразными.

Ко-регуляция.

Ко-регуляция происходит когда мы можем завершить цикл стресса и поднять на верхнюю ступеньку при помощи и поддержки достаточно безопасного человека. Младенцы и маленькие дети биологически не обладают способностью самостоятельно завершить цикл стресса и выйти из него. Эта способность появляется через множество повторений со-настройки на достаточно безопасного взрослого. Это означает, что взрослый должен находиться в состоянии безопасного социального взаимодействия, чтобы быть способным помочь другому. Они, как правило, дышат животом, выражают свои эмоции при помощи мимики, мышцы глаз и взгляд расслабленный, обладают низким голосом, медленным темпом речи, нормальным сердцебиением, и способны открыты к прикосновениям и эмоциональной близости.

Постколониальная культура.

В современной культуре наш ответ на стресс, как правило, прерывается из-за недостатка людей рядом с нами и их состоянием. Многие поколения людей не находятся в устойчивом состоянии безопасного социального взаимодействия, потому что растут рядом с двумя людьми, которые о них заботятся, и в то же время родители испытывают колоссальный уровень стресса. В культурах, где преобладает небольшие поселения, деревни, и о детях заботятся всей коммуной, наблюдается более низкий уровень психических расстройств, травматизации или хроническими заболеваниями, которые имеют люди, живущие в мегаполисах.

Травма.

Когда люди проходят через ужасные события их жизни, но вскоре после них справляются со стрессом, травмы не происходит. Травма - это не ужасные события жизни, которые с нами случаются. Когда нам не хватает времени или поддержки, чтобы завершить естественный цикл стресса, мы можем застрять на одном уровне (бей/беги или замирание) и тогда происходит нарушение нашего физического или психического здоровья. это нарушение и застревание и называется травмой.

Стыд и принадлежность.

Истории формируют нас, тех кем мы являемся. После того как наша нейроцепция (восприятие безопасности среды) выбирает уровень в цикле стресса и застревает там, мы можем рассказывать себе оправдательные истории почему это для нас значимо и мы не можем ничего изменить. Например: «Я не могу устроится на работу, потому что у меня никогда ничего не получается", "Я постоянно кричу на близких, потому что у меня такой характер». Если эти истории воспринимаются как постыдные, они нарушают нашу принадлежность к социальной группе. Подобные истории и оправдания также удерживают нас от завершения цикла стресса. Если мы сможем проработать эти оправдания и понять что за ними скрывается, это поможет нам исцелиться. Также люди, являющиеся частью меньшинств, и сталкивающиеся с притеснением и постоянно получающие идею от общества, что они к нему не принадлежат, имеют более высокие шансы застрять на низших уровнях циклах стресса. Из-за этого могут проявляться хронические заболевания, боли и психические расстройства.

Проработка сверху вниз, и снизу вверх.

Существует различные подходы к проработке травмы. Наиболее эффективным считается сочетание обоих принципов работы от тела к разуму и от разума к телу, которые улучшают психологическое восприятие и телесные ощущения. Подходы, направленные на проработку сверху вниз или от разума к телу, направлены на интеграцию травматического опыта человека в его жизнь, что происходит с помощью проговаривания и обдумывания воспоминаний, связанных с травмой, или когнитивных паттернов. Подходы, направленные на проработку снизу вверх или от тела к разуму, предлагают развивать осознанность ощущений в теле, а также мышечной памяти, которая может проявляться в чрезмерном напряжении.

Ретравматизация.

Для того чтобы проработать травму и интегрировать ее в наш текущий жизненный опыт, нам необходимо вернуться на уровень безопасного социального взаимодействия. Когда мы обращаемся к травматичному опыту в прошлом, но не способны его понять и принять, мы только увеличиваем таким образом его травматичность и болезненность. Это может быть неприятным побочным эффектом психотерапии, если мы не установили доверительный контакт с терапевтом.

Теория привязанности.

Физическая близость к человеку хронически переживающему стресс не вызовет безопасную привязанность. Ей обладают люди, чьи физические и психологические потребности удовлетворялись вовремя, и их нервная система имела опыт сонастройки на безопасного взрослого и знает как возвращаться на уровень безопасного социального взаимодействия. Исследования показали, что дети, которые росли рядом с травмированными родителями, также показывают симптомы травмы. В то время как, в семьях, где травмированный родитель прошел терапию, дети вырастали с устойчивой психикой и привязанностью. Стоит поддерживать и помогать родителям справляться с их собственным стрессом в жизни для того чтобы они могли быть способны выстроить безопасную привязанность со своим ребенком. Если мы поможем родителям выстроить способность к безопасной привязанности, ребенок с радостью на нее откликнется.

Надежда на исцеление.

Мы все обладаем нейропластичностью, что означает, что наши нейроны постоянно растут и образуют новые связи. Мы можем выстроить естественные реакции на стресс и выйти цикла стресса, не застряв в нем навсегда. Для этого нам необходим опыт пребывания на уровне безопасного социального взаимодействия с достаточно безопасными людьми. Также могут помочь следующие практики для активации блуждающего нерва: прослушивание музыки, пение, занятия творчеством, смотреть на небо, любоваться закатом, гладить животное ит.д.

Важно помнить, что мы втом числе восстанавливаемся от больного общества, а не только от своих внутренних дефектов. Мы можем развивать свою способность завершить цикл стресса и вернуться в нормальное состояние даже после самых ужасных событий в нашей жизни, если мы объединимся и будем работать вместе.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru